4872

Властелины кольца

Наши корреспонденты проехали по почти готовой БАКАД и оценили новый автобан

Властелины кольца

На Большую Алматинскую кольцевую автодорогу мы заезжаем по развязке над трассой, ведущей из мегаполиса в Конаев. Это один из основных узлов, соединяющий два автобана. Ближайший отсюда населенный пункт - поселок Отеген батыр. Вообще-то проезд закрыт: на дороге, по которой можно подняться на кольцевую, лежат бетонные блоки. Но в одном месте кто-то сдвинул их в сторону. Ныряем туда...

По мосту уныло плетутся рабочие.

- Что вы будете делать? - пристаю.

- Лотки для воды, чтобы во время дождя она стекала вниз, а не скапливалась на дороге.

- Мы на восток по БАКАД про­едем? Дорога открыта?

- Открыта!

Проверим, куда она нас выведет. Ехать по автобану сейчас милое дело. Вокруг практически ни души, ровнехонькие три полосы в одну и столько же - в другую сторону. Изредка гоняют грузовики, цементо­возы да такие же залетные, как наша, легковушки - видать, знают все входы и выходы с кольцевой.

Тормозим на участке между Капшагайской трассой и поселком Отеген батыр - здесь еще один мост, на этот раз над рекой Султан Карасу. Видно, что ее рус­ло изменили, но берега укрепить не успели. Представляю, какое глиняное месиво здесь будет вес­ной. В момент нашего автоброска идет дождь со снегом, в реку по арыку должна бежать вода, но уклон недостаточный - жижа растекается во все стороны, а не вниз. Наверное, переделают.

Берега реки Султан Карасу пока не укрепили.

Пролетаем мимо поселка Оте­ген батыр - это один из больших населенных пунктов, примыкающий к БАКАД. Выезда на автобан из поселка нет, жителям придется телепать до Капшагайской трассы, чтобы попасть на объездную. Хотя здесь близко.

Чуть дальше - дачный поселок. Но и отсюда не выбраться, на­оборот, вдоль дороги стоят специальные заграждающие щиты, а внизу, перед трассой - забор из сетки. Мы такой видели практически на всех участках БАКАД, где проехали. Сделано для того, чтобы под колеса домашние животные не могли выбегать, ну и люди, что уж говорить...

По обе стороны от нас - развязка на Кульджинской трассе. Можно двигаться и дальше до дороги, ведущей в Талгар (это крайняя точка БАКАД), путь открыт. Но не будем терять время - разворачиваемся. Тут мы уже все видели. Спуститься с БАКАД на Кульджинку пока нельзя: все готово, но, опять же, развязка перегорожена блоками.

Мчим по прямой на запад - в сторону Каскелена. На часах 14.10. Засекаем время. До поселка Отеген батыр пулей - всего за 6 (!) минут. Сейчас этот же путь (машины вынуждены продираться через Алматы) занимает около часа! Еще две минуты - и мы у Капшагайской трассы. Лихо!

Кое-где (это совсем небольшие участки) одна из сторон дороги закрыта - строители работают, приходится объезжать по встречке. Но в целом путь свободен.

Проехали мы 34 из 66 километ­ров общей протяженности БАКАД. Можно было пилить и дальше - смысла не увидели. Тем более что забраться-то мы сюда смогли, а вот попасть, так сказать, на большую землю… Когда увидели еще одну дырку в бетонном ограждении на развязке, радовались, будто могилу Чингисхана нашли.

Так некоторые участки БАКАД, по которым мы ездили, выглядели в конце августа 2021 года.

Радиальных дорог, напрямую соединяющих БАКАД и Алматы (их будет шесть), пока нет. Но на пяти (со стороны проспектов Абая, Рыскулова, улиц Саина, Тлендиева и Северного полукольца) уже идут строительно-монтажные работы. Правда, с трассы их пока не видно - кругом поля. Шестой проект радиальной дороги - от улицы Акын Сара - проходит госэкспертизу.

Как нам сообщили в комитете автомобильных дорог Мининдустрии, завершить все шесть проектов планируют в 2024 году. “На сегодняшний день по выше­указанным улицам ведутся земляные работы, строительство водопропускных труб дорог, новых мостов через реку Аксай и путепровода через БАКАД”. Сам многообещающий и долгожданный многими автобан обещают открыть для всех в первом полугодии 2023 года.

Дорогу действительно ждут с нетерпением. Особенно жители прилегающих к ней поселков. В комитете автодорог нам ответили: мол, вопросы по обеспечению местных проездов есть, и местные власти этим занимаются.

Комментарий в тему

Айсулу ТАЙСАРИНОВА, экс­перт по транспортным потокам:

- Если говорить о БАКАД как об инфраструктурном проекте, то он Казахстану, безусловно, нужен. В связи с событиями в Украине региональные транспорт­ные потоки перестраиваются, они идут на юг через Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан. Автобан вокруг Алматы сможет забрать какую-то их часть на себя.

Мы позиционируем себя как страну, удобную для транзита. Нам нужны автомобильные дороги, по которым можно быстро перевозить грузы. Скорость! Она на БАКАД будет.

Хотя в какой-то степени мы упустили момент. БАКАД - часть транзитного коридора Западная Европа - Казахстан - Россия - Западный Китай. Большую Алматинскую кольцевую автодорогу своевременно было бы открыть, как говорят, еще вчера. Сейчас наш северный сосед по понятным причинам не та страна, через которую идет транзит. Так что, если поток машин по БАКАД достигнет хотя бы 80 процентов объема, запланированного при проектировке, уже хорошо.

- Мы должны учитывать интересы жителей прилегающих к БАКАД поселков? Делать все, чтобы автобан был удобен и им? Пока еще есть возможность достроить дополнительные выезды-съез­ды, радиальные дороги.

- Дорогу строят на деньги от налогов, и люди, которые ее оплатили, по-хорошему должны иметь доступ к ней. Но не забывайте, что мы говорим о платной скоростной трассе! Если прокладывать съезды-выезды возле каждого поселка, это повлияет на движение по автобану. Мы нач­нем тормозить грузовые потоки - и не выиграем ни здесь ни там. БАКАД станет похож на дорогу, на которой через каждые 500 метров - “лежачий полицейский”.

Главная функция этого автобана - транзит. Он должен приносить прибыль, постепенно окупаться. Иначе какой смысл его строить? Нынешний проект дороги классический, разработанный по международным стандартам. Возможно, есть какие-то тонкие места (связанные с выез­дом. - О. А.), но в любом случае нужно тщательно оценить все за и против, прежде чем принимать решение. БАКАД однозначно разгрузит Алматы, фуры пойдут в обход города. Многим из тех, кто живет рядом с дорогой, станет удобнее добираться в город.

Я считаю, что сейчас нам нужно в первую очередь думать, как с минимальными дополнительными затратами получить максимальную пользу от этого проекта. Конечно, важной может стать и социальная составляющая. Если грузы по БАКАД пойдут, если дорога станет прибыльной, постройте за счет этих денег детские сады в прилегающих поселках. И тогда люди увидят, в чем ее польза.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть