5067

Причём тут Вася?

Режиссер Наталья НОВИКОВА боялась, что на ее представлении "Здесь был Вася" окажутся пустые места. На самом деле народу в небольшое помещение "Тотального театра" набилось столько, что актеры на сцену пробирались между стоящими в проходе зрителями, как в автобусе в час пик.

Причём тут Вася?

Прелесть культурной столицы в том, что захотел человек - и сделал перформанс. Не для денег, не для славы - душа попросила. Получилось немного безумно и эффектно. Перформанс, правда, - бездушное слово. Но вроде как иначе обозвать происходившее не получится. Это и выставка, и концерт, и подборка фотографий в отдельном помещении, и коллекция винтажной одежды всех времен и народов, и чтение стихов, и много пластики. И даже авторские зеркала от Алексея ШИНДИНА…

При чем тут Вася? Кто-то, чтобы отметить свою геолокацию, пишет нечто подобное на заборе, кто-то оставляет иной след. В любом случае, все мы тем или иным образом отмечаемся на этой планете, уверена автор перформанса. И в отличие от экологов она убеждена, что после нас остается не только мусор, но и много прекрасного: стихи, музыка, чудесная одежда...

- Я хотела привлечь разные виды искусства, - рассказывает Наталья. - Каждое из них - это наш след. Участники читают стихи собственного сочинения, помогают создать звуковой фон, исполняют песни. Ну а вещи… вещи - это лишь предлог показать нечто нематериальное. Есть у нас символическое путешествие через разные времена года и жизни. Потому что жизнь вечна, а в каждом времени есть своя красота и обаяние.

Сюжет как таковой отсутствует, но заметна закономерность: мужчины в перформансе - пассивная масса. Они спят, тяжело пробуждаются, вообще мутны и недеятельны, за исключением творческих всплесков. А вот женщины появляются в разных образах, в разной одежде и наполняют сцену суетой, кипучей жизнью, энергией.

- Признайтесь, у вас какой-то особый гендерный подтекст?

- Да нет, просто так получилось. Очень трудно найти мужчин, умеющих демонстрировать одежду. Поэтому я в какой-то момент просто решила, что у участников будут разные функции: женщины вдохновляют, мужчины творят.

- Где вы набрали столько разной одежды?

- Это все мое, причем я ничего специально не покупала. Я театральный человек и очень люблю вещи с историей, собираю их. Уже в процесс подготовки этого проекта мне подарили много разных вышивок, и все они тоже пригодились, вышли на сцену. Я даже думала, что после спектакля устрою небольшой аукцион винтажной одежды, но, наверное, уже не успеем. Впереди еще небольшой концерт, и зрителям нужна возможность поболтать, обсудить увиденное. Лично мне всегда не хватало этого в театре: посмотрели и побежали домой. А почему бы не продолжить на той же волне? Сегодня я все хочу сделать так, как это представляю. И еще мне очень важно было, чтобы такое зрелище создавалось с помощью добровольцев и непрофессионалов. Мне хотелось, чтобы мы перестали смотреть на актера как на небожителя, делающего что-то невероятное. Все мы равны в своем желании оставить что-то после себя.

Режиссер Наталья НОВИКОВА

Наталья преподает в академии искусств им. Жургенова и лучшим выразительным языком считает пластику, любит сотрудничать с танцорами. Художник этого зрелища Алексей Шиндин, включившись в процесс, дополнил перформанс коллекцией своих авторских зеркал. Они сделаны из самых причудливых, бросовых материалов, иногда при помощи брутальной сварки, как в случае с лопатами, кусками арматуры и крохотным кусочком зеркала. Увидеть свое отражение в этих образцах довольно сложно, но, наверное, это тот случай, когда надо любоваться не собой…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть