Пробивная сила по имени Айгуль
У трех неразлучных подруг Айгуль КАНАФИНОЙ, Валерии КОКЕНОВОЙ и Гульнары МУЛЬЧИБАЕВОЙ много общего. Все - мамы четырех детей. Все - активистки, которые борются за то, чтобы в их поселке решались застарелые проблемы. И наконец, все три женщины основали свой бизнес с нуля!
- Если бы не Айгуль, у нас бы точно ничего не получилось! - в один голос восклицают Валерия и Гульнара.
Их знакомство с деятельной подругой состоялось всего полгода назад.
- Мы, активисты поселка Водный, проводили своими силами для местных жителей Наурыз, - вспоминает Гульнара. - Юрту поставили. Пора начинать, а ведущего нет. Накануне мы уговорили профессионального тамаду бесплатно провести наш праздник. Когда же ему в последний момент подвернулся платежеспособный клиент, он от нас сбежал! Стоим расстроенные, не знаем, что делать, и тут подходит к нам бойкая девушка с младенцем на руках. Спрашивает: “Что случилось?” Мы нехотя ей объясняем, а она передает ребенка мужу и идет на сцену. Лучшей ведущей мы никогда не видели! Столько задора, столько огня! Это и есть наша Айгуль!
С того момента начали тесно общаться. Проникнувшись рассказами подруг о том, что им не удается достучаться до акимата, Айгуль присоединилась к ним.
- Мы до этого месяцами обивали пороги местных исполнительных органов, а результата не было. Тут дело сдвинулось с мертвой точки. Надо видеть, как грамотно Айгуль разговаривает с чиновниками! - восхищенно восклицает Валерия.
Сама Айгуль с улыбкой признает: еще недавно свою пробивную силу она использовала исключительно в личных целях.
- Сколько себя помню, мы всегда скитались по съемным квартирам, - вспоминает молодая женщина. - Когда родила трех детей, сил уже не было зависеть от квартирной хозяйки. Так хотелось собственное жилье, что на свой страх и риск взяла кредит на покупку земельного участка под строительство дома. Мы тогда жили в Алматы. Кредит сразу оказался непосильной ношей. Так еще грянул ковидный карантин. Муж лишился работы. Банк отобрал участок. Я попала в черный список. Чтобы не умереть с голоду, вернулись в родной Семей.
На малой родине Айгуль с мужем удалось купить лишь крошечный домик в дачном массиве поселка Водный. Да и то в рассрочку.
- Я беременная. Муж попал под сокращение. Мы уже три месяца не платили за дом. Что делать? Побежала в акимат, слезно взмолилась: помогите! Мне дали адрес крупнейшей компании. Там секретарь протянула конверт, где оказалась нужная сумма - 150 тысяч тенге! Когда через некоторое время мне снова понадобились деньги, я побежала проторенной дорожкой в акимат. И тут Дархан ЖОРГЕКБАЕВ, который тогда занимал должность заместителя акима Семея, отвел меня в сторону и сказал: “Айгуль! У нас нет столько денег, чтобы обеспечивать вас до старости. Вы такая активная, деятельная, а ходите с протянутой рукой! Неужели вам с вашей энергией не хочется основать собственное дело? Сейчас же государство как раз предоставляет безвозмездный кредит для многодетных мам на развитие бизнеса”.
Я залилась краской от стыда. А Дархан Шомпаевич не унимался: “Вот подумайте и скажите, что бы вы хотели открыть”. Я подумала и выпалила: “Пельменный цех!” Он мне: “Так начните с малого - налепите пять килограммов пельменей и сдайте в соседний магазин!”
Айгуль последовала совету чиновника. Сначала у себя на кухне лепила пельмени и сдавала на реализацию в местные магазины. А потом выиграла грант в размере 1 млн 200 тысяч тенге. На эти деньги приобрела пельменный аппарат и холодильник. Вскоре ей удалось открыть пельменный цех и создать два рабочих места. Сейчас продукцию Айгуль Канафиной реализует крупнейшая в Семее сеть супермаркетов.
Когда Айгуль познакомилась с Валерией и Гульнарой, начала их убеждать пойти по ее пути: выиграть грант и основать собственное дело.
- Вы бы знали, какие необыкновенные торты печет Валерия! А как шьет Гульнара! Из обрезков может создать шедевр, - восторгается Айгуль.
Сначала выиграла грант Гульнара, мечтающая о собственном швейном цехе.
- Я всегда работала торговым агентом, - делится она. - Шила вечерами. Но, после того как во время карантина попала под сокращение, шитье стало моим основным заработком. Теперь шью костюмы для танцевальных коллективов ГДК. А в национальных костюмах много вышивки. Без вышивальной машинки никак не обойтись. Стоит же она почти миллион тенге! Если бы не идея Айгуль с грантом, я бы никогда не смогла ее приобрести.
На днях Гульнара осуществила сокровенную мечту - при своем пошивочном цехе открыла кружок шитья для девочек.
- Для меня важно, что такой нужный кружок появился в нашем поселке Водный, где вообще нет ничего для детей: ни детского сада, ни школы, ни секций, ни кружков, - подчеркивает она.
В конце ноября наступит очередь получать деньги Валерии, которая готовится открыть кондитерский цех. Она до конца не верила, что ей удастся выиграть грант.
- В том, что это произошло, целиком и полностью заслуга Айгуль. Она помогала нам с Гульнарой писать бизнес-планы. Когда приближался день защиты проектов, мне пришлось срочно уехать с младшим сыном на операцию, которую мы долго ждали. Я была в отчаянии. Тогда Айгуль сказала: “Пиши доверенность на меня! Я буду защищать твой проект”. Во время защиты члены комиссии связались со мной по видеосвязи, чтобы убедиться, что мы с сыном действительно в больничной палате. В итоге у нас все получилось! - ликует Валерия.
Но на этом Айгуль не остановилась. На пару с Валерией на свои сбережения они недавно открыли общее дело - столовую.
- Мы все делали сами: готовили, мыли посуду, убирали помещение. Вот только три дня назад наняли повара. Сейчас ищем посудомойщицу. В нашей столовой вкалываю с раннего утра до позднего вечера. А в обед… в ростовой кукле хожу! - говорит Айгуль.
- Это как? - не могу скрыть удивления.
- У нас же много многодетных мамочек. Часто бывают в роддоме. И я недавно оттуда, - улыбается Айгуль. - Моим сыновьям полгода, три года, шесть и восемь лет. Во время выписки так хочется праздника! Вот я и купила три ростовые куклы - панду, мальчика и девочку. В обед на каждую выписку едем к роддому с племянником. Он принимает заказы. Я и в панде, и в девочке пляшу, ору, играю! Честно отрабатываю 5 тысяч тенге!
Как же она находит время для общественной работы?
- Я делаю это ради своих детей, ради детей нашей окраины. В поселке Водный нет почти ничего для людей. недавно шикарное футбольное поле нам построил крупный завод. Акимат только обещает провести в поселке водопровод, заменить обветшавшие электросети, продолжить освещение улиц, заасфальтировать дороги, построить школу и детский сад. А нашему дачному массиву акимат ничего не обещает! Так и говорят: “Здесь люди должны заниматься садоводством, а не жить круглый год!” Это при том, что у нас у всех городская прописка и здесь постоянно проживают 263 семьи. Одна из наших соседок - Сауле. У нее трое детей, мать-одиночка. Домик меньше моего. Окна с одинарными стеклами. Зимой они затянуты полиэтиленом для тепла. Мы ей помогли сделать документы на получение АСП. Продуктами помогли. И таких людей очень много! - тяжело вздыхает моя собеседница.
Айгуль не считает нужным упомянуть, что, если случается у кого-то в дачном поселке горе, она первой бежит на помощь. Не рассказывает и о том, что уже третий месяц переводит один процент от своего заработка в благотворительный фонд, который приобретает дома для нуждающихся. Об этом мне рассказали ее подруги.
Милана Гузеева, фото автора, Семей