Симфония для среднего пальца с оркестром
На стриминговых площадках появляется постепенно не только казахстанское кино, но и музыка наших композиторов, причем самая непривычная и новаторская. Что сочиняют моцарты земли нашей, мы решили узнать у Санжара БАЙТЕРЕКОВА.
Санжар не пишет слащавых саундтреков к фильмам, не ищет заводящие публику ритмы и не ждет попсовых наград. Но именно он стал ментором на грантовой программе резиденции "Батыр-лаб" - уникальной программы фонда Батырхана Шукенова, которая поддерживает композиторов-новаторов и прошла в этом году во второй раз.
В рамках проекта на финальном концерте прозвучало произведение самого Санжара и двух его подопечных, гостя из Узбекистана Фарруха АКРАМОВА и столичного композитора Дастана КАЛМАГАНБЕТОВА.
На репетиции музыканты особого почтения к композиторам не демонстрируют. Еще и подкалывают: "Что за звуки? Не мучайте собаку!" Санжар не обижается, говорит, что вообще надо менее пафосно относиться к своему творчеству, тем более непривычному. Например, его произведение "Гало" это, как выражается автор, антимузыка.
- Композиция "Гало" построена на расширенных техниках, на том, как не должны звучать музыкальные инструменты. Пианист играет на зажатых особым образом струнах рояля, скрипачка по замыслу должна была играть в наперстках, но в итоге мы заменили их палочками. Кларнет - без мундштука, издает разные шумы. Мы играем так, словно никогда не учились этого делать обычным способом.
Звуки своеобразные, но посвященные - от них в восторге. Вообще, в современной музыке, как в любом современном искусстве, иногда интереснее не само произведение, а то, что говорит автор о своем творчестве. Например, Дастан заинтриговал публику, пообещав в композиции Beipil осмыслить… эротический юмор и нецензурную лексику в казахстанском музыкальном фольклоре. Вы не знали о таковых?
- У наших народных композиторов были и бытовые произведения, шутливые, особенно если это некое соревнование, айтыс между мужчиной и женщиной. Они не исполнялись при детях, при стариках, но были полны эротического юмора, подколов, шуточек. Предки не боялись говорить на эти темы. И в какой-то степени музыка занималась сексуальным образованием. Это потом, в советское время, все было табуировано. Я читал работы, посвященные этой теме, и мне показалось очень интересным переосмыслить такой опыт, как-то напомнить о нем. Я постарался сделать это с помощью звуков, имитирующих страсть.
- А что за нецензурная лексика в музыке?
- Опять же, соревнуясь между собой, музыканты допускали и жесты, и шутки, которые противник воспринимал на свой счет вполне недвусмысленно. Так же, как для нас красноречив поднятый средний палец, например. Но у меня это только намеком, потому что композиция написана для исполнения академическими музыкантами, а не для народных исполнителей. Но в любом случае материал очень обширный, наверное, в своем творчестве я еще буду возвращаться к нему. По большому счету, его хватит и на симфонию, и на оперу… Тема казахского эротического фольклора как раз очень хорошо подошла под современную музыку: и там и здесь очень большая степень свободы, отсутствие жестких правил европейского профессионального письма.
Современная музыка - это всегда море подтекстов и отсылок. Например, Фаррух Акрамов посвятил свою композицию "Потерянный Арал" экологической катастрофе исчезающего моря.
- Это о том, как на протяжении многих десятилетий высыхал Арал и какие проблемы принес процесс людям, - вздыхает Фаррух. - Например, у нас в Узбекистане есть печальная статистика, как увеличились онкологические заболевания на обмелевших территориях. Ветер поднимает соленую пыль, повышена радиация. Все это влияет на здоровье людей. Вообще, важна не красивая мелодия, а то, о чем ты хочешь сказать, некая социальная проблема. Кстати, в Узбекистане много современных композиторов, ищущих новые пути. Я единственный, кто прошел конкурс и получил грант от фонда Батырхана на написание произведения, и очень горжусь тем, что принял участие в таком интересном казахстанском проекте.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы