4492

И тебя вырежет!

Алматинский пенсионер украсил свой двор резными картинами. Монетизировать свое творчество не хочет категорически. Но уверяет: ему по силам сделать любой портрет. Лишь бы человек был хороший.

И тебя вырежет!

Есть в алматинском микрорайоне "Казахфильм" один приметный дом. Вход в подъезд, растущие во дворе деревья и даже трансформаторная будка украшены картинами. Целая галерея портретов артистов, ученых, героев книг и кинофильмов. Все в самобытном, но очень искреннем исполнении. Подойдешь поближе - ахнешь. Художник из народа их не написал, а вырезал.

Гадать, кто же этот умелец, долго не придется - его балкон узнаешь из тысячи. А вот и хозяин приветливо машет нам, приглашает в гости. Раньше Анатолий РЯБЦЕВ подолгу сидел на скамейке у дома - рассказывал удивленным прохожим о своем увлечении. Сейчас и погоды стоят промозглые, и возраст уже не тот. Да и обижен немного 76-летний художник на некоторых поклонников своего творчества - понравившиеся работы они лямзят втихомолку. А мастер поворчит, повздыхает и вырезает новые.

Кажется, что картины, которые он вырезает, деревянные. Но нет - дерево нынче дорогой для творчества материал, да и тяжелый. А Анатолия Борисовича нет-нет да и тянет сделать что-то эдакое, монументальное. Поэтому выбрал утеплитель для стен - пеноплекс. Доступный. Легкий. Но уж очень капризный - крошится, ломается, мнется. Работает скальпелем - острым, как у хирурга. Он выработал свою секретную технологию, как перенести рисунок с бумаги на лист утеплителя, как вырезать, загрунтовать, покрасить и обработать, чтобы резные картины были долговечны и почти неуязвимы перед солнцем и дождем.

В квартире, как в сказочном тереме, на окнах резные решетки, на дверях причудливые орнаменты. Свободное пространство на стенах уже в дефиците. Пейзажи-панно с сотней мельчайших деталей, сказочные сюжеты, есть даже "доска почета" для современных политиков и юмористов.

- Заметные товарищи! - говорит про них пенсионер.

Вот балкон с расписными окнами - с него-то все и началось. Цветы, бабочки. Он нарисовал их, когда еще была жива его Галина - подруга жизни, с которой прожили 40 лет.

У супруги была астма, а у инженера-электрика Анатолия Рябцева, который с детства был влюблен в краски, кисти и лепку из глины, не было отдельной мастерской. Поэтому творческие порывы будто стояли на паузе. Когда жены не стало, он три года бродил по врачам - откуда-то повылазили разные болячки. Диагнозы были все мрачнее. Примерно как непроглядная серость вокруг... И решил Анатолий Борисович раскрасить этот мир. И плевать, что напоследок…

С тех пор прошло шесть лет. Умирающий Борисыч не умер. А творчество, вдохнувшее в него жизнь, вырвалось за пределы квартиры и даже подъезда. Первое время он сам лазал по деревьям, развешивая свои новые работы, приколачивал их к трансформаторной будке, ставшей галереей. Теперь без посторонней помощи сделать это проблематично. Да и из своей квартиры художник сейчас выбирается раз в два дня. И всегда со стратегическим запасом конфет. Сам сладкое не ест - врачи категорически запретили. Для дворовой детворы припасает. И, конечно, для прекрасных дам. Эти выходы в свет в шутку называет "походом по женщинам".

- Я мог бы еще раз жениться, - хитро прищуривается наш герой, разливая по чашкам ароматный чай. - Мне и сватали разных невест. Но я считаю, что жена должна быть одна на всю жизнь.

В квартире художника-однолюба чистота невероятная. И на картинах, хотя мастер сам со счету сбился, ни пылинки. Педант. Взяв в руки скальпель, пенсионер вырезает мачту и паруса, и (куда ж без толики здорового эротизма) аппетитную даму в чем-то воздушном и белом. Есть идея оформить прихожую в морском стиле - привет зятю морпеху. У Анатолия Борисовича две дочери. Подрастают внуки. А под Новый год в семье ждут чуда - внучка, которая год назад вышла замуж, подарит правнука. Будет повод обновить галерею семейных портретов!

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть