3603

Про акимат и грабли

Наши корреспонденты съездили в Конаев, чтобы узнать,сколько жители тратят на поездки в Алматы и что нужно сделать, чтобы электричка между двумя городами, которая начнет курсировать 11 ноября, стала популярной

Про акимат и грабли
Утренняя электричка из Капшагая. Октябрь 2017 года.

Крайний раз (как говорят суе­верные люди) электричку из Капшагая в Алматы запускали 15 августа 2017 года. Сначала она ходила четыре раза в день: выезжала со станции в нынешнем Конаеве в 5.45 и 15.45 и возвращалась в 13.27 и 20.17. Составы новые, удобные, проезд по карте Оңай! всего 80 тенге (столько же, сколько в алматинском общественном транспорте), кондиционеры, даже буфет в последнем вагоне. Было все… кроме популярности у пассажиров. Лично проверяли через два месяца пос­ле старта проекта: специально ночью приехали в Капшагай, чтобы успеть на утреннюю электричку в Алматы. Ближе к концу пути я прошла по вагонам и насчитала 134 человека. Всего!

В 2017 году акимат Алматы выделил на субсидирование марш­рута, который должен был улучшить экологию в городе (мол, капшагайцы поедут в город на электричке, а не на машине), 340 миллионов тенге. Примерно столько же тратили и потом. Были спорадические проблески: пассажиров стало больше - до тысячи доходило, но не за одну поездку, а за весь день. Однако ситуацию это не спасло. За несколько лет много всего произошло, даже пандемию пережили, но в итоге экомаршрут закрыли.

Сейчас все мы свидетели его ренессанса. 19 октября президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил пригородный поезд между Конаевом и Алматы возродить. Слова главы государства не обсуждают - бросаются исполнять. Рвение, оно, конечно, похвально, вот только не наступить бы на старые грабли.

                                                                        ***

Что с транспортом в Конаеве сейчас? Для тех, у кого нет собственного автомобиля, самый быст­рый способ доехать из областного центра в Алматы или обратно - такси. Рулит InDrive - пассажир сам назначает цену, водитель берет заказ, если она его устраивает. Днем такса от центра Конаева до автовокзала “Саяхат” в Алматы - 1500-2000 тенге, ночью дороже. “Яндекс” не всем по карману. Я ради эксперимента попыталась вызвать машину. Система выдала цену - 9000 тенге.

- Мне повезло, я работаю в Конаеве, а вот моя сестра каждый день мотается в Алматы, и приличная часть ее зарплаты уходит на такси, - рассказывает жительница Конаева Жанар КАРИМОВА. - Она пробовала снимать там квартиру, но это накладно, особенно сейчас. Приходится ездить туда-сюда. Я сама, если выбираюсь в Алматы за покупками, предпочитаю автобус - он стоит 700 тенге. Возвращаюсь с пакетами, поэтому на такси - так удобнее. Люди, у которых есть возможность, нанимают водителей, кто-то голосует прямо на дороге (на попутке дешевле), напротив казино “Бомбей” много таких. В городе есть несколько пятачков, на которых дежурят водители. Самый популярный - возле автовокзала.

Туда мы и поехали. На перроне две потрепанные жизнью “газели”.

- “Саяхат”! Барахолка! “Сайран”! - выкрикивает зазывала.

- Билет на вокзале покупать? - спрашиваю.

- Нет, водителю платить. 700 тенге наличкой или на Kaspi. Когда поедет? До “Саяхата” - каждые 30 минут, до “Сайрана” - как наберутся пассажиры, хотя бы человек десять. У водителя график: от точки до точки - полтора часа, он должен в него уложиться, поэтому едут быстро. Я, например, до Первомайки (старое название поселка на въезде в Алматы, сейчас мкр. “Кемел”. - О. А.) за 35 минут доезжаю.

- Много пассажиров?

- Много, особенно утром. Раньше времени уезжают, не стоят по полчаса, 15 минут - и вперед. Водители также в Алматы пассажиров набирают. За день два-три рейса успевают сделать.

Чуть в стороне от привокзальной площади - пятачок таксистов. Они тоже зазывают народ:

- “Саяхат”! “Сайран”!

Поговорить с нами соглашается один из них, остальные отходят в сторону.

- Такси зарабатывает тем, что едет до места. Назвал человек адрес, мы его туда и доставим, - рассказывает. - В среднем берем 1500-2000 с человека. Ждем, пока наполнится салон. За 1000 тенге мало кто подпишется, если только на попутке. Ребята помоложе успевают два рейса за день сделать (один рейс Конаев - Алматы и обратно. - О. А.). Туда уехал - оправдал бензин, стоянку и перекус, обратно - что-то заработал.

- Сколько выходит? 15 000 тенге в день?

- 15 000 - это много, 10 000 - уже хорошо.

- Как долго едете до Алматы?

- По трассе примерно 40 минут, а сколько по городу - от пробок зависит.

                                                                         ***

Все, с кем мы разговаривали, соглашаются: электричка или какой-то другой удобный и доступный транспорт из Конаева в Алматы нужен. Но, чтобы тот же пригородный поезд стал популярным, он должен реже останавливаться, стартовать в удобное время, доезжать до станции, расположенной ближе к центру Алматы, и, главное, ехать быстрее. Раньше он полтора часа, а то и больше пилил до конечной - железнодорожного вокзала Алматы-1. Вокзал далеко от центра, потом еще оттуда выбираться.

Автовокзал в Конаеве. Маршруточники могут спать спокойно - электричка им точно не конкурент.

Электричка, которая курсировала по этому маршруту и в 2017-м, и позже, принадлежит компании “Туран экспресс”. Ее генеральный директор Роман БОТАБЕКОВ готов хоть завтра запустить состав - дали бы субсидии:

- Мы обсуждали вопрос о во­зобновлении электрички из Конаева с представителями акиматов Алматы и Алматинской области. Она нужна, люди ее ждут. В нынешних условиях есть способы сделать электропоезд Конаев - Алматы более востребованным. С августа 2017 года и по сей день курсирует электричка Узынагаш - Алматы. Она всегда полная, люди ездят, они довольны. Успешный опыт у нас есть.

- Электричка из Конаева может ехать быстрее, чем раньше? Не до вокзала Алматы-1, а до Алматы-2. По более удобному расписанию.

- Да, люди просили сделать конечной остановкой вокзал Алматы-2, он ближе к центру, от него недалеко станция метро. Это решаемо. Путь из Конаева до Алматы-2 наша электричка может преодолеть и за полтора часа, но тогда она должна иметь приоритет на железной дороге: не стоять, не пропускать остальные поезда - пассажирские и грузовые. И расписание можно составить исходя из пожеланий пассажиров. Но все это не в нашей компетенции. Эти вопросы решает компания “Казахстан темир жолы” (КТЖ): дает время, в которое по железнодорожным путям может двигаться электропоезд из Конаева, рассчитывает продолжительность стоянки и т. д. Мы говорим о поручении президента, поэтому, я считаю, пригородному электротранспорту из Конаева в этот раз должны дать зеленый свет. Тогда и пассажиропоток может стать большим. Удобные современные составы у нас есть.

- Большой пассажиропоток - это сколько?

- 1000-1500 человек за рейс из Конаева и обратно. Если их будет два - до 2000 пассажиров.

- И субсидий нужно в два раза больше. Раньше выделяли порядка 300 миллионов тенге. Теперь будут 600 миллионов?

- Нет, меньше, по нашим подсчетам, 530-535 миллионов тенге в год, если электричка будет ходить два раза в день из Конаева в Алматы и столько же обратно. Тогда и стоимость проезда будет прежней - 80 тенге, и пассажиры будут.

“Пятак” на выезде из Алматы - вечером здесь толпы. Люди ловят такси в Конаев.

- Кто будет субсидировать этот проект - акимат Алматы или Алматинской области?

- Насколько я знаю, областной акимат ведет переговоры с КТЖ. Мы будем ждать тендер, если его объявят, хотим участвовать. Хорошо, если количество рейсов увеличится, тогда и работать сможет не одна, а две компании, и субсидии на перевозки будут выделять и Алматы, и область.

- Можно запустить скоростной состав, как в Китае?

- Нет, для этого нужны другие рельсы и другие вагоны.

P.S. Во вторник стало известно, что электричку запустят 11 ноября, только уходить она будет из Алматы в Конаев, а не наоборот. Акимат Алматинской области озаботился: как в их город добираются алматинцы? Логика покинула всех ответственных лиц? Отправление с вокзала Алматы-1 в 6.44, прибытие в Конаев в 8.35. Обратный рейс стартует в 19.15, прибывает в 20.50. Почти два часа в пути! Шесть остановок. Три вагона, 175 мест. Составы КТЖ. В приложении Kaspi билет стоит 482 (!) тенге. Кому такая электричка нужна?

Готов ли акимат Алматы субсидировать этот маршрут? Пока говорят, что вопрос был поставлен в бывшем Капшагае, соответственно, “расходы по субсидированию рассматривает акимат города Конаева”. Новость в духе “согласно поручению президента” уже есть, на грабли наступили, ждем продолжения.

Ждали недолго. В среду вечером на мой WhatsApp пришло сообщение от пресс-службы Алматинской области: электричку запустят все-таки не из Алматы в Конаев, а наоборот - из Конаева в Алматы. А вечером — в обратном направлении. Расписание, видимо, появится в ближайшее время, но, по предварительным данным, выезжать со станции в бывшем Капшагае поезд будет в 6:00. История про то, как чиновники в двух городах заблудились.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть