5993

Один день из жизни курьера

Что я несу!

Узнать о проблемах этой профессии, внезапно ставшей популярной, мы решили, устроившись на одну из онлайн-платформ по доставке. Была идея пойти в курьеры вместе с супругом - он на машине (там больше заработка и комфорта), а я пешком. Но после того, как доставщики-мопедисты дважды въезжали в наше свежеотремонтированное авто и скрывались с места ДТП, отношение к этой братии у супруга неоднозначное. Поэтому на дело мне пришлось идти одной.

Вместе теплее

В начале октября алматинские доставщики громко сзывали всех своих сбиться в профсоюз или создать ассоциацию курьеров. Даже провели учредительное собрание. Начало было символичным: посыльные на встречу с товарищами по цеху опоздали! Объяснили, что были заняты на доставках. Потом устроили небольшой коллапс у гостиницы, где проходило мероприятие: привычно запарковались на тротуаре и только после вмешательства полицейских сделали это по правилам.

Но главное - курьеры снова заговорили о том, что остаются одной из самых незащищенных профессий. Работают по договору гражданско-правового характера или как ИП и возникающие с работодателем проблемы решают один на один. И, несмотря на неоднократные забастовки, организованные ими (одна из последних и крупных - в прошлом году), ситуация практически не исправляется. Кстати, некоторым особо активным участникам прошлогоднего бунта до сих пор закрыт доступ во все приложения курьерской доставки.

К слову, в июне этого года министр труда и социальной защиты населения Казахстана Тамара ДУЙСЕНОВА задала руководителям онлайн-платформ вопрос о социальных отчислениях их работников. И сообщила о запуске пилотного проекта об упрощенной регистрации таких сотрудников и прозрачности социальных и пенсионных отчислений, а также медицинского страхования. Выводы, сделанные в ходе пилота, помогут доработать соответствующий законопроект.

Стоит отметить, что некоторые агрегаторы пересмотрели пакет социальных гарантий по отношению к независимым курь­ерам. Помимо уже существующего страхования жизни для них теперь действует страховое покрытие в случае болезни (компания покрывает до 30 дней при наличии справки из медучреждения), есть и единоразовая выплата на новорожденного, а также бесплатное обучение правилам вождения микромобильного транспорта и школа предпринимателей.

Скорость решает всё

Пройти регистрацию в компанию-агрегатор совсем несложно. Около получаса у меня заняло онлайн-обучение. Нужно отдать должное: в компании большое внимание уделяют безопасности курьеров и соблюдению ими правил дорожного движения. С упорством вталдыкивают, где может и где не должен ни при каких обстоятельствах ездить вело- или мото­курьер. Но никто не следит за поведением на дороге посыльных и не пытается как-то наказывать их за создание аварийных ситуаций или неправильную парковку!

Зато очень внимательно следят за скоростью движения несуна, особенно страждущие клиенты. Они и бомбят службу поддержки, если их посыльный еле плетется. Подстегивает курьеров и тот факт, что доставки можно совмещать - брать две и более в один район. Поэтому желание заработать побеждает осторожность и законопослушность. На мопедах ведь нет регистрационных знаков, а значит, нет и ответственности.

В офисе компании, куда я пришла забрать свою рабочую амуницию, меня огорошили: пешей доставки у них больше нет, нужна скорость. Транспорт для доставки должен быть свой - самокат, велосипед, мопед, автомобиль. Мне на выручку пришел наш фотокорреспондент, одолжив свой складной велосипед.

Когда хочу - тогда и молочу

За стойкой регистрации проводишь не более 10 минут. Первым делом тебе выдают термосумку. Она вовсе не бесплатная - стоит от 20 тысяч тенге. Платить сразу не нужно, сумку придется отработать. Ее стоимость вычтут из твоего заработка автоматически, когда приблизишься к нужной цифре. После этого можно разжиться фирменной курточкой, шлемом.

- Раньше мы всю экипировку раздавали бесплатно, но люди работать переставали и пропадали, - объясняет мне улыбчивый рекрутер.

Вечереет, а народ в курьеры так и прет. Пенсионеры, студенты (среди них много девушек) и, куда теперь без них, релоканты.

- Им для работы нужен документ, удостоверяющий личность, и счет в банке, - отвечает человек за стойкой.

Мой рабочий день начнется, когда я открою приложение в телефоне - в этом-то и свобода. Но некоторые компании просят за день оговаривать свои рабочие часы. Не принять заказ можно не более двух раз в сутки. В плохую погоду или в праздники можно получить бонусы, как и за долгое ожидание заказа в месте выдачи или изменение адреса доставки. Минимальная стоимость доставки около 600 тенге, если места, где нужно получить заказ и куда доставить, находятся очень близко. Иногда это может быть один и тот же дом.

Уволить посыльного, то есть расторгнуть с ним договор, в компании-агрегаторе могут после нескольких нарушений с его стороны: выезд на доставку пьяным или под наркотиками, грубость, систематические жалобы. За опоздание или отключение от GPS-системы в забронированное курьером для работы время - штраф.

После того как клиент сделал заявку на доставку, ее стоимость и заведение, где нужно забрать заказ, видят курьеры, которые находятся недалеко от него: первыми те, у кого рейтинг выше. Если они отказались - тогда остальные доставщики.

Выезжаю из пригородного поселка, где живу, и сразу получаю заказ по необычному адресу: нужно доставить пиццу, напитки и донеры в район строящихся много­этажек Gate City. Развод? Проверка от компании? Но назвался груздем - полезай в кузов. Адрес странный и с точки зрения безопасности. Наш фотокоррес­пондент отказывается отпускать меня туда одну, еще и на велосипеде. Бросаем “складушок” в багажник авто и мчим в нужный фастфуд. Он, кстати, у курьеров пользуется большим уважением: ждать приготовления заказов долго не приходится, и им разрешают войти внутрь заведения, особенно в непогоду.

Платим наличными, а деньги потом заберем у клиента. При инструктаже мне сообщили, что, если клиент не рассчитается, компания компенсирует курьеру эти средства. А ненадежного клиента система блокирует, пока он не погасит долг. Если аккаунт привязан к карте, деньги снимаются автоматически.

Минут через 20 мы на месте. В здании еще нет даже окон, но рабочие решили отметить день рождения товарища и раскошелились на доставку.

Следующий заказ в нижней части проспекта Сейфуллина. В этом районе я и решила работать. Получив ароматный шашлык, сокращаю свой путь через рощу Баума. Это, кстати, одно из правил работы системы - расстояние считают по прямой, как птица летает. Не­много запуталась с адресом, пришлось тащить и заказ, и свой велик через мост над БАКом. Хотя я уложилась в заявленные 45 минут, любитель мяса был разочарован, буркнул “спасибо” и чаевых, конечно, не дал.

Расстроенная, выползаю из подъезда и встречаю парнишку-курьера из другого агрегатора по доставке. Новых вызовов пока нет - есть время покалякать за жизнь нашу, курьерскую.

- Я работаю курьером уже больше года, - рассказал Ердаулет МЫКТЫБЕК (парню 19 лет, он учится в железнодорожном и сам зарабатывает на учебу). - Мопед у меня хороший, японский. Я купил его за 420 тысяч тенге. В аварии не попадал - вожу аккуратно. В неделю получаю около 140 тысяч. Кстати, друг к другу курьеры очень внимательны, здороваются и маякуют на маршруте, готовы всегда прийти на помощь при поломке в пути, например. А вот в службе поддержки, жалуются ребята-курьеры, часто отвечают непонятно, шаблонами.

В своих метаниях я и не заметила, как отработала и откатала часа четыре. С непривычки гудели ноги, болела спина и кое-что пониже, а в голове смешались улицы на экране смартфона, кнопки домофонов, лестницы, лифты, гудки автомобилей, злобные крики водителей.

На меня чуть не прыгнула собака клиента, которую он не закрыл, распахнув передо мной дверь. Из одного двора я долго не могла выбраться, так как на воротах не было кнопки открывания, только ключ для своих. Предупредить об этом курьера клиент нужным не посчитал. И, как финалочка, очень интересный заказ: кому-то срочно понадобилась связка церковных свечей. В воображении я уже нарисовала доморощенного мага.

Но заказ быстро перестал быть активным - перехватили коллеги. Зато бабулька, которой я отвезла продукты по заказу взрослых детей, угостила яблоком. Я вспомнила, что, мотаясь с котомкой за спиной, совершенно забыла поесть!

Заработала я немного: около 6 тысяч тенге - даже за сумку рассчитаться не хватит. В то время как опытные курьеры в состоянии отработать до 20 доставок в день. Их заработок в месяц около 500 тысяч тенге.

Велосипедную дорожку!

Очень многие сейчас совмещают доставку с учебой, бизнесом, перемежают сидение в офисе с работой в “поле”. Вот и известный велоэнтузиаст и туристический гид Александр ГАБЧЕНКО тоже испытал себя в этой сфере.

- Было интересно попробовать, - рассказывает Александр. - Работал в Бостандыкском районе. Логистически там все устроено очень неоднозначно. И не важно, какой ты курьер - пеший, на велосипеде или на мотороллере. Аль-Фараби - автомагистраль, которую пересечь в часы пик все равно что бурную реку. Увы, в Алматы дефицит качественной велоинфраструктуры. В большей степени именно поэтому курьеры ежедневно подвергают себя опасности.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть