Что я несу!
Один день из жизни курьера
![Что я несу!](/files/000/057/CRW0F9961.jpg)
Узнать о проблемах этой профессии, внезапно ставшей популярной, мы решили, устроившись на одну из онлайн-платформ по доставке. Была идея пойти в курьеры вместе с супругом - он на машине (там больше заработка и комфорта), а я пешком. Но после того, как доставщики-мопедисты дважды въезжали в наше свежеотремонтированное авто и скрывались с места ДТП, отношение к этой братии у супруга неоднозначное. Поэтому на дело мне пришлось идти одной.
Вместе теплее
В начале октября алматинские доставщики громко сзывали всех своих сбиться в профсоюз или создать ассоциацию курьеров. Даже провели учредительное собрание. Начало было символичным: посыльные на встречу с товарищами по цеху опоздали! Объяснили, что были заняты на доставках. Потом устроили небольшой коллапс у гостиницы, где проходило мероприятие: привычно запарковались на тротуаре и только после вмешательства полицейских сделали это по правилам.
![](http://time.kz/files/000/057/AKDBHYgWh8962.jpg)
Но главное - курьеры снова заговорили о том, что остаются одной из самых незащищенных профессий. Работают по договору гражданско-правового характера или как ИП и возникающие с работодателем проблемы решают один на один. И, несмотря на неоднократные забастовки, организованные ими (одна из последних и крупных - в прошлом году), ситуация практически не исправляется. Кстати, некоторым особо активным участникам прошлогоднего бунта до сих пор закрыт доступ во все приложения курьерской доставки.
К слову, в июне этого года министр труда и социальной защиты населения Казахстана Тамара ДУЙСЕНОВА задала руководителям онлайн-платформ вопрос о социальных отчислениях их работников. И сообщила о запуске пилотного проекта об упрощенной регистрации таких сотрудников и прозрачности социальных и пенсионных отчислений, а также медицинского страхования. Выводы, сделанные в ходе пилота, помогут доработать соответствующий законопроект.
![](http://time.kz/files/000/057/f4CIeNnsGf988.jpg)
Стоит отметить, что некоторые агрегаторы пересмотрели пакет социальных гарантий по отношению к независимым курьерам. Помимо уже существующего страхования жизни для них теперь действует страховое покрытие в случае болезни (компания покрывает до 30 дней при наличии справки из медучреждения), есть и единоразовая выплата на новорожденного, а также бесплатное обучение правилам вождения микромобильного транспорта и школа предпринимателей.
Скорость решает всё
Пройти регистрацию в компанию-агрегатор совсем несложно. Около получаса у меня заняло онлайн-обучение. Нужно отдать должное: в компании большое внимание уделяют безопасности курьеров и соблюдению ими правил дорожного движения. С упорством вталдыкивают, где может и где не должен ни при каких обстоятельствах ездить вело- или мотокурьер. Но никто не следит за поведением на дороге посыльных и не пытается как-то наказывать их за создание аварийных ситуаций или неправильную парковку!
![](http://time.kz/files/000/057/LhtaY81990.jpg)
Зато очень внимательно следят за скоростью движения несуна, особенно страждущие клиенты. Они и бомбят службу поддержки, если их посыльный еле плетется. Подстегивает курьеров и тот факт, что доставки можно совмещать - брать две и более в один район. Поэтому желание заработать побеждает осторожность и законопослушность. На мопедах ведь нет регистрационных знаков, а значит, нет и ответственности.
В офисе компании, куда я пришла забрать свою рабочую амуницию, меня огорошили: пешей доставки у них больше нет, нужна скорость. Транспорт для доставки должен быть свой - самокат, велосипед, мопед, автомобиль. Мне на выручку пришел наш фотокорреспондент, одолжив свой складной велосипед.
Когда хочу - тогда и молочу
За стойкой регистрации проводишь не более 10 минут. Первым делом тебе выдают термосумку. Она вовсе не бесплатная - стоит от 20 тысяч тенге. Платить сразу не нужно, сумку придется отработать. Ее стоимость вычтут из твоего заработка автоматически, когда приблизишься к нужной цифре. После этого можно разжиться фирменной курточкой, шлемом.
- Раньше мы всю экипировку раздавали бесплатно, но люди работать переставали и пропадали, - объясняет мне улыбчивый рекрутер.
![](http://time.kz/files/000/057/Pif9W968.jpg)
Вечереет, а народ в курьеры так и прет. Пенсионеры, студенты (среди них много девушек) и, куда теперь без них, релоканты.
- Им для работы нужен документ, удостоверяющий личность, и счет в банке, - отвечает человек за стойкой.
Мой рабочий день начнется, когда я открою приложение в телефоне - в этом-то и свобода. Но некоторые компании просят за день оговаривать свои рабочие часы. Не принять заказ можно не более двух раз в сутки. В плохую погоду или в праздники можно получить бонусы, как и за долгое ожидание заказа в месте выдачи или изменение адреса доставки. Минимальная стоимость доставки около 600 тенге, если места, где нужно получить заказ и куда доставить, находятся очень близко. Иногда это может быть один и тот же дом.
![](http://time.kz/files/000/057/Okksnd991.jpg)
Уволить посыльного, то есть расторгнуть с ним договор, в компании-агрегаторе могут после нескольких нарушений с его стороны: выезд на доставку пьяным или под наркотиками, грубость, систематические жалобы. За опоздание или отключение от GPS-системы в забронированное курьером для работы время - штраф.
После того как клиент сделал заявку на доставку, ее стоимость и заведение, где нужно забрать заказ, видят курьеры, которые находятся недалеко от него: первыми те, у кого рейтинг выше. Если они отказались - тогда остальные доставщики.
![](http://time.kz/files/000/057/uZi5CKsXO965.jpg)
Выезжаю из пригородного поселка, где живу, и сразу получаю заказ по необычному адресу: нужно доставить пиццу, напитки и донеры в район строящихся многоэтажек Gate City. Развод? Проверка от компании? Но назвался груздем - полезай в кузов. Адрес странный и с точки зрения безопасности. Наш фотокорреспондент отказывается отпускать меня туда одну, еще и на велосипеде. Бросаем “складушок” в багажник авто и мчим в нужный фастфуд. Он, кстати, у курьеров пользуется большим уважением: ждать приготовления заказов долго не приходится, и им разрешают войти внутрь заведения, особенно в непогоду.
Платим наличными, а деньги потом заберем у клиента. При инструктаже мне сообщили, что, если клиент не рассчитается, компания компенсирует курьеру эти средства. А ненадежного клиента система блокирует, пока он не погасит долг. Если аккаунт привязан к карте, деньги снимаются автоматически.
![](http://time.kz/files/000/057/0P9Ef37992.jpg)
Минут через 20 мы на месте. В здании еще нет даже окон, но рабочие решили отметить день рождения товарища и раскошелились на доставку.
Следующий заказ в нижней части проспекта Сейфуллина. В этом районе я и решила работать. Получив ароматный шашлык, сокращаю свой путь через рощу Баума. Это, кстати, одно из правил работы системы - расстояние считают по прямой, как птица летает. Немного запуталась с адресом, пришлось тащить и заказ, и свой велик через мост над БАКом. Хотя я уложилась в заявленные 45 минут, любитель мяса был разочарован, буркнул “спасибо” и чаевых, конечно, не дал.
Расстроенная, выползаю из подъезда и встречаю парнишку-курьера из другого агрегатора по доставке. Новых вызовов пока нет - есть время покалякать за жизнь нашу, курьерскую.
![](http://time.kz/files/000/057/tibiAKOwr967.jpg)
- Я работаю курьером уже больше года, - рассказал Ердаулет МЫКТЫБЕК (парню 19 лет, он учится в железнодорожном и сам зарабатывает на учебу). - Мопед у меня хороший, японский. Я купил его за 420 тысяч тенге. В аварии не попадал - вожу аккуратно. В неделю получаю около 140 тысяч. Кстати, друг к другу курьеры очень внимательны, здороваются и маякуют на маршруте, готовы всегда прийти на помощь при поломке в пути, например. А вот в службе поддержки, жалуются ребята-курьеры, часто отвечают непонятно, шаблонами.
В своих метаниях я и не заметила, как отработала и откатала часа четыре. С непривычки гудели ноги, болела спина и кое-что пониже, а в голове смешались улицы на экране смартфона, кнопки домофонов, лестницы, лифты, гудки автомобилей, злобные крики водителей.
![](http://time.kz/files/000/057/u5lp6-969.jpg)
На меня чуть не прыгнула собака клиента, которую он не закрыл, распахнув передо мной дверь. Из одного двора я долго не могла выбраться, так как на воротах не было кнопки открывания, только ключ для своих. Предупредить об этом курьера клиент нужным не посчитал. И, как финалочка, очень интересный заказ: кому-то срочно понадобилась связка церковных свечей. В воображении я уже нарисовала доморощенного мага.
Но заказ быстро перестал быть активным - перехватили коллеги. Зато бабулька, которой я отвезла продукты по заказу взрослых детей, угостила яблоком. Я вспомнила, что, мотаясь с котомкой за спиной, совершенно забыла поесть!
Заработала я немного: около 6 тысяч тенге - даже за сумку рассчитаться не хватит. В то время как опытные курьеры в состоянии отработать до 20 доставок в день. Их заработок в месяц около 500 тысяч тенге.
![](http://time.kz/files/000/057/lA1Brtm6970.jpg)
Велосипедную дорожку!
Очень многие сейчас совмещают доставку с учебой, бизнесом, перемежают сидение в офисе с работой в “поле”. Вот и известный велоэнтузиаст и туристический гид Александр ГАБЧЕНКО тоже испытал себя в этой сфере.
- Было интересно попробовать, - рассказывает Александр. - Работал в Бостандыкском районе. Логистически там все устроено очень неоднозначно. И не важно, какой ты курьер - пеший, на велосипеде или на мотороллере. Аль-Фараби - автомагистраль, которую пересечь в часы пик все равно что бурную реку. Увы, в Алматы дефицит качественной велоинфраструктуры. В большей степени именно поэтому курьеры ежедневно подвергают себя опасности.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы