Изюминка для молодёжи
Молодым павлодарцам, решившим работать на себя, уже не интересны салоны красоты, фотостудии, детские игровые центры. Некогда популярная среди претендентов на государственный грант сфера услуг замещается производством. И часто достаточно оригинальным, когда в ход идет даже... использованное подсолнечное масло.
Как пандемия на идею навела
Куда можно приспособить масло после того, как пожаришь на нем котлеты или хворост?
“Вылить!”, - воскликнет любая хозяйка, беспокоящаяся о здоровье своей семьи. И будет права, поскольку с каждой новой жаркой, и, я надеюсь, это знают все, масло окисляется и образует канцерогенные вещества.
“Пустить в дело!” - в пику ей ответит Алихан НУХЫ - начинающий сельский предприниматель из Баянаульского района. И тоже будет прав. Потому что “бэушное” подсолнечное масло нужно ему вовсе не для приготовления пищи. Он использует его в качестве одного из компонентов в производстве хозяйственного мыла.
Алихану 27 лет. Живет он в маленьком селе Сатпаево. И мечтает, чтобы его родная земля славилась не только академиками (Сатпаево - родина основоположника казахстанской школы металлогении Каныша САТПАЕВА. - И. В.), но и социальными предпринимателями, развивающими общественно значимые производства.
Он очень долго выбирал проект по душе, мониторя интернет-пространство на предмет креативных бизнес-идей. Определиться, как это ни странно, помогла... коронавирусная пандемия, когда из аптек разом пропали все противовирусные препараты, а в магазинах начался ажиотаж на гречку и хозяйственное мыло, на раз-два убивающее микробы и вирусы лучше любого самого современного антисептика.
- Когда я искал оригинальные бизнес-идеи, в их списке было производство хозяйственного мыла, но тогда, честно говоря, оно меня не сильно зацепило. Я прочитал технологию его изготовления и для себя пометил проект как вызывающий интерес, - вспоминает баянаульский предприниматель.
Новыми красками производство простого и всем известного хозяйственного мыла заиграло с появлением коронавируса. И еще больше в правильности своего выбора Алихан уверился, когда ознакомился с данными мониторинга Energyprom.kz, согласно которым отечественные производители закрывают внутренние потребности этого рынка лишь на 28 процентов.
Уменьшить процент импортозависимости казахстанцев в хозяйственном мыле с сегодняшних 72 хотя бы до 50 процентов - такую цель поставил перед собой Алихан Нухы и стал искать детали процесса хозяйственного мыловарения.
- Времени благодаря все той же пандемии с ее локдаунами было много. Я тоже оказался дома и стал пробовать один рецепт за другим. Испробовал, наверное, с сотню самых различных способов - изменял пропорции ингредиентов, миксовал их, экспериментировал со временем варки. Так, опытным путем я понял: все, что касается ингредиентов, их состава и количества - изобретать велосипед не стоит. Другое дело - варка! Именно в ней и заключаются все секреты производства хозяйственного мыла, - раскрывает некоторые профессиональные особенности своего бизнеса Алихан.
Баянаульское хозяйственное мыло тоже варится по секретному рецепту, на создание которого Алихан потратил почти год. По сути, когда он пришел на курсы “Бастау Бизнес”, у него уже был готовый бизнес-план. Только в голове. Бизнес-тренеры помогли лишь его грамотно перенести на бумагу для участия в конкурсе грантов на открытие или развитие своего дела. И он его выиграл.
Все пять миллионов тенге гранта Алихан вложил в дело. Приобрел в свой цех пилотез, гранулятор, аппарат для резки, котел для варки мыла.
Пока экспериментировал с рецептами, сырье подгоняла мама - большая любительница новых кулинарных рецептов. Когда же объемы варки хозяйственного мыла стали не домашними, а коммерческими, потребовались новые поставщики использованного подсолнечного масла. Их Алихан нашел в Павлодаре. В областном центре же закупает и животные жиры, также необходимые в технологическом процессе.
В цехе эти ингредиенты смешиваются в большом котле, варятся в течение нескольких дней при определенной температуре и обрабатываются щелочью.
Ежедневно Алихан производит по тысяче кусков мыла. Причем двух видов. Наибольшим спросом пользуется продукт с наибольшим числом содержания жирных кислот - 72 процента. Оно и понятно, чем выше цифра (второй вариант баянаульского мыла - 65 процентов. - И. В.), тем лучше его моющая и антимикробная способность.
Основной сбыт идет пока в сельские магазины, где баянаульское мыло раскупают как горячие пирожки в мороз на катке. Повышенный спрос обусловлен относительно недорогой ценой - 200 тенге за 200-граммовый кусок. Российский аналог на павлодарских прилавках как минимум в три раза дороже.
В планах у Алихана - выход на городские рынки, в том числе и в мегаполисах. Но для этого нужно увеличивать мощность цеха.
- В ближайшей перспективе у меня есть дальнейшее развитие производства и, может быть, даже освоение новых видов продукции бытовой химии. Но пока обеспечиваю в своем большинстве нужды села, - резюмирует Алихан Нухы.
Из кожи вон!
Для сельчан же работает и другая победительница областного грантового конкурса Надия МАГРАПАТ. Два года назад она вместе с мужем переехала в Казахстан из Китая. Поселилась семья в селе Малайсары Майского района. Супруг занимается скотоводством. А женщина, не привычная сидеть без дела, решила открыть швейный цех. В Китае она обшивала всех односельчан независимо от того, что они ей заказывали - робу или наряд на выход. В Казахстане, пока сидела в декрете, освоила шитье казахских национальных костюмов. Увидев, какую красоту своими руками создает переселенка, односельчанки стали заказывать у нее то саукеле на празднество, то чапан на подарок. Но Надия с помощью гранта хочет освоить пошив изделий из кожи, считая, что в такой скотоводческой стране, как Казахстан, просто грешно оставлять без внимания эту нишу.
Тандем “одного окна”
…Истории успеха Алихана и Надии - это результат работы центров поддержки молодежи, открытых во всех городах и районах Павлодарского Прииртышья в рамках “Программы действий Павлодарской области на 2022 год”.
- Всего у нас имеется сегодня 14 подобных центров, основной целью которых является снижение доли NEET среди молодежи (NEET - так обозначаются ныне безработные в Казахстане. - И. В). Их изюминка в том, что все они созданы на базе колледжей по принципу “одного окна”. В одном месте молодой человек может получить сразу все консультации. К его услугам сотрудники центров занятости, образования и Центра развития молодежных инициатив. Все вместе они определяют способности обратившегося и в зависимости от этого рекомендуют самое оптимальное в его случае направление для движения. Это могут быть и курсы “Бастау Бизнес”, и грантовая программа, и повышение квалификации или переквалификация в рамках национального проекта, - рассказывает руководитель отдела молодежи и семьи управления информации и общественного развития области Эльмира ТЕМИРГАЛИЕВА.
С начала года более пяти тысяч молодых NEET - павлодарцев воспользовались профессиональным тандемом консультантов из центров поддержки молодежи. Одних направили на стажировку, других трудоустроили, причем на постоянную работу больше, чем на временную, третьих - обучили. В бизнесмены благодаря грантовой поддержке государства подались 43 человека, каждый из которых открыл не просто бизнес, а нечто неординарное, креативное и в то же время социально значимое для населения.
При этом вышеназванные центры - это всего лишь одно из направлений работы управления информации и общественного развития по снижению доли молодежи NEET. Последняя, кстати, по сравнению с прошлым годом снизилась на 0,1 процента, если анализировать итоги первого полугодия. И это не предел, уверены эксперты, акцентируя внимание на внедрении новых форм работы с молодежью с упором на развитие у них креативного мышления.
Обратились не зря!
В Павлодарской области постоянную работу после обращения в центры поддержки молодежи с начала года уже обрели 1134 человека. Еще 513 были трудоустроены на временные рабочие места.
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар