Застрахованные
Необычная выставка кукол, каждая из которых символизирует страх, прошла в Алматы.
На столике семь фигур. Жуткие страхолюдины. К ним нужно подойти, приглядеться и, возможно, узнать ту, которая похожа на тебя. Некоторые посетители необычной выставки признаются: “Вот же он, мой страх”. Те, кто своего “боюсь” в этих куклах не находит, словно бросают авторам проекта вызов. Значит, у него будет продолжение.
И эта выставка, и перформанс, подготовленный специально для нее, - вторая часть проекта “Когда душат страхи”. Его авторы - психолог Мария КУЗУБОВА и художница Лариса ЕРОПКИНА - представили свою первую коллекцию психологических кукол весной прошлого года. Тогда в пластике застыли самые распространенные фобии. Одну из них - социофобию - художнице даже удалось проработать, пока она создавала кукол.
Все, о чем сегодня говорят куклы, психолог Мария Кузубова извлекала из обратившихся к ней за помощью людей на консультациях. При этом анонимность историй сохранить удалось. Образы получились собирательными.
Конечно, легко говорить о том, что боишься мышей или высоты. Можно даже жизнь свою выстроить в обход пугающих моментов. Но выдавить из себя: “Я боюсь отношений, любви, разочарований”, “Я в себе не уверен настолько, что уже зарылся в самокопаниях” - ой как непросто.
Куклы очень похожи на людей. Все-таки это наши страхи. Разве что кожа у них синяя. И не случайно. Человеку, когда он боится, всегда зябко. Синий - цвет холода и страха. И еще много мелких деталей. Важно все - осанка, движение рук, постановка ног. А еще в новых куклах много красного цвета. Снова неспроста. Время жуткое - где-то, очень близко, льется кровь. Все боятся.
- В прошлый раз мы выбирали страхи, о которых клиенты говорят чаще. В этот раз - те, о которых больше молчат, их стыдно даже проговорить. Это удается сделать только после многих терапевтических сессий, - объясняет Мария Кузубова. - Страхи этой коллекции о том, каким невыносимым и болезненным бывает наше попадание в условия, которые диктует общество. И если страх формируется на внутреннем конфликте, он основательнее, тяжелее и сложнее в терапии.
Вдруг выключается свет. Актеры театра TERUM начинают перформанс. За столом казино страхи играют на людей, которых мучают. Раздавал роли режиссер случайно, но, так бывает, в 90 процентах случаев попал точно в цель.
- Мой страх бесполый. Мы одинаково боимся осуждения, как мужчина, так и женщина. Поэтому и образ свой я постаралась сделать андрогинным, - актриса Ирина БУТИНА расправляет плечи и демонстрирует полуоголенный торс. Признается, этот страх ей очень близок. - В театре травести, где я также занята, я играю мужчину. И когда он выходит на сцену и заявляет о том, что он “офигенный чувак”, я внутри себя сжимаюсь и кричу от ужаса.
Страхи направляются в толпу зрителей. Из их цепких объятий выбраться непросто. Случайно ли, но меня держит за руку мой - страх невыключенных электроприборов. Я настолько заколебала свою семью камбэками домой, чтобы еще раз проверить, выдернут ли шнур из розетки, что старшая дочь стала фиксировать их отключение на фото и видео.
- У меня трое детей и три дома. И я легко могу вернуться на дачу, за 50 километров, чтобы еще раз удостовериться, что вентиль газа закрыт, - говорит о знакомом актриса Татьяна БУТАКОВА.
Так зачем же нужны эти куклы, так тонко и талантливо воплощенные художницей?
Прежде всего - чтобы распознать и обозначить страх. Понять, принять, проработать. Кукла в этом помощница. Но от страха ведь хочется избавиться - смять, порвать, выбросить. И тут на смену статуарным фигуркам, которые так жутко красивы и хрупки, приходят мягкие куклы-дублерши из грунтованного текстиля или открытки с изображениями кукол. С ними можно расправиться и распрощаться навсегда.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы