Листай и улетай
Выставка самых необычных книг - некоторые и прочитать-то невозможно - проходит в алматинской галерее и библиотеке Art Lane. Их целый год прямо в этом пространстве создавали художники.
Раздавая техзадание творцам, в рамки их не загоняли - это принципиальный момент. Все вылилось в полный творческий беспредел - родившиеся книги кровоточат откровениями. Есть личные истории мастеров и мысли о вселенском и глубоком. Любимый объект исследований - человек, его тело и душа, эйфория и страдания.
В выставке LIVRE D’ARTISTE приняли участие Алла РОЙ, Александра ЧЕРЕЗОВА, Бахыт КАДЫРОВА, Елена ГРИГОРЬЯН, Нурбол НУРАХМЕТ, Теоман ХОС и Ярослава ТИЩЕНКО.
Но даже если не уплывать в невесомое, угадывая, о чем автор думал и что хотел сказать, на выставке есть на что посмотреть и где сделать эффектные фото. Елена Григорьян решила не изменять любимой керамике и испытать на прочность аксиому, что рукописи не горят. Свои книги без единой буквы она сначала вылепила из глины, а потом запекла в печи. Фолианты теперь можно повесить на стену или пристроить на полку как арт-объект.
Участники выставки словно соревновались в том, чтобы для выставки книг сотворить не книги, а нечто совершенно противоположное. Работы петербургского автора Аллы Рой о космосе и пространстве лишены переплета. “Жизнь в кубе” - книга о том, какое место занимаем мы во Вселенной, способны ли на глобальные поступки и по плечам ли нам ответственность за них.
Теоман Хос представил свою книгу в виде масштабных графических полотен. Они - часть большой серии работ “Бедные люди”. Кстати, темы, за которые берется художник, актуальны как никогда - они о преступности национального или расового превосходства и вообще любой дискриминации на этой почве. В качестве художественных символов мастер выбирает сгоревшую спичку и образцовость каллиграфических точек.
Художник из Алматы Нурбол Нурахмет присматривается к человеку. В его голой правде тело предстает этакой темницей духа. Причем на книге автор не остановился и вывел иллюстрации из нее в серию отдельных работ.
Не обошлось и без современной и до сих пор вызывающей споры цифровой живописи. Художница Александра Черезова смогла сделать ее нежной и поэтичной.
Слово и кисть - прекрасное созвучие. Иллюстрации Ярославы Тищенко в гармонии со стихотворениями Шефы НАДУРАЛИЕВОЙ. Японский хокку вьется, как стебель, к солнцу, как к истине. Ботаническая иллюстрация - довольно редкий жанр среди современных авторов.
“Ударница” выставки художник-каллиграфист Бахыт Кадырова - ее работ больше всего в экспозиции. Ей тоже по душе работать по канве стихотворения: на этот раз поэтов Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА и Владимира ВЫСОЦКОГО. Но часть работ - о течении времени, его цикличности. И тут на мастера работает все - от переплета до выбранного шрифта.
Каждая книга уникальна и неповторима. Каждая - арт-объект. И еще один символ, продиктованный техникой безопасности, - белые перчатки. Надевая их, зритель словно обнуляется и готов заглянуть во вселенную художника.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы