2821

А он и не терялся…

В день рождения легендарного художника Сергея КАЛМЫКОВА алматинцы впервые смогли возложить цветы на его могилу.

А он и не терялся…

Для профессионалов из сферы искусства и любителей живописи Калмыков - целый мир, для тех, кто с трепетом относится к истории города, художник - символ целой эпохи. Достаточно сказать, что в этом году проект, представленный от Казахстана на биеннале в Венеции, был основан на философии, творчестве и персоне Калмыкова.

Но вот что было странно: после того как в 1967 году художник, пытавшийся прямо в квартире сжечь свои работы, умер от истощения в психиатрической больнице, он словно ушел из памяти современников. Возвращался спустя десятилетия, постепенно. Его био­графия обрастала огромным количеством домыслов и легенд. И никто не мог указать, где находится могила Калмыкова. Она была бы утеряна навсегда, если бы не цепь случайностей и не участие неравнодушных людей.

Евгения МОРОЗОВА, экс­курсовод, журналист и знаток истории города, в соцсетях обратила внимание на комментарий, оставленный под постом, посвященным Калмыкову. В тексте искусствовед констатировала, что могила художника не найдена, но алматинец Олег ФЕДОРОВ написал, что прекрасно знает это место. Евгения моментально связалась с ним и постепенно размотала эту историю. Олег оказался из семьи художников, в их сообществе все друг друга знали.

- Его мама умерла незадолго до Калмыкова, - рассказывает Евгения, - так что и могилы их на кладбище оказались рядом. К тому моменту, когда Олег показал нам это место, от него остался только неприметный холмик, прак­тически без опознавательных знаков. Чтобы убедиться в том, что это именно то захоронение, которое так много лет все искали, мне пришлось перелопатить огромное количество архивных материалов, даже съездить в Узбекистан. Помогло то, что все остальные могилы по соседству были ухоженными, мы понимали, кто там похоронен, это служило ориентиром. Вся эта история заняла ровно год. Мне огромную помощь оказал некрополист Георгий АФОНИН.

Евгения рассказывает, как поначалу просто приехала на кладбище с единомышленниками, чтобы хотя бы как-то привести место захоронения в порядок. Затем откликнулись алматинцы Наталья и Анатолий КУЛАКОВЫ, которые за собственные деньги сделали красивую ограду и установили на могиле крест. Хотя художник и не был религиозен, но был крещен, причем отчество его по документам рождения было не Иванович, а Иоанович. Вообще, во время изысканий Евгении нашлось огромное количество материалов, до сих пор не известных даже исследователям творчества и био­графии художника.

Евгения МОРОЗОВА и Наталья КУЛАКОВА.

- Наталья, вы настолько любите живопись?

- Я просто очень люблю свой город - Алматы… Вообще-то, мы сначала хотели облагородить могилу и торжественно показать ее горожанам в сентябре, - продолжает Евгения, - приурочив мероприятие к Дню города. Но хорошо, что так не сделали. Это время и без того было заполнено праздниками.

К тому же у города и Министерства культуры денег на облагораживание могилы не нашлось. Евгения все-таки убедила чиновников и сотрудников музея имени Кастеева в важности момента. И 6 октября, в день рождения художника, была открыта выставка его работ из архива музея искусств, а после вернисажа все желающие смогли отправиться на городское кладбище, чтобы увидеть могилу художника и возложить на нее цветы, впервые за столько десятков лет...

- Почему же все это время могила считалась утерянной?

- Это вообще очень странно, - удивляется Евгения, - Олег слышал разговоры о том, что ее не могут найти, обращался в архивы, куда только мог, говорил, что знает это место. Но его словно никто не хотел слышать. И за этот год, работая в архивах, я не раз слышала: да, звонил какой-то алматинец, говорил, мол, знает, где похоронен Калмыков. Надо было просто услышать этого человека. Почему этого не произошло - загадка.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть