5424

В одном чёрном-чёрном городе

Мода на страшные игрушки захлестнула Казахстан. Опасны ли плюшевые монстры и кого они пугают больше - детей или родителей?

В одном чёрном-чёрном городе

Он невероятно пушист и зубаст. Его длинные лапки можно сцепить между собой и носить на манер шарфа на шее. Это Хаги Ваги - едва ли не самая продаваемая игрушка в Казахстане. Чтобы удостовериться в этом, достаточно заглянуть на городскую барахолку - зубастый пушистик со товарищи есть на каждом прилавке. А ведь история появления этого монстрика весьма пугающая. Хаги Ваги - персонаж компьютерной хоррор-игры, созданный, чтобы дети засыпали с ним в обнимку. По легенде, на фабрике произошел таинственный катаклизм, и Хаги из милого существа превратился в кровожадного монстра, чьи объятия несут смерть.

На лицо ужасные, жуткие внутри

- Всю подноготную зубастика вам наверняка расскажут ваши дети. Уж они точно знают, откуда взялся этот монстр, - уверяет нас детский психолог Ирина ПАДАЛКО. - Даже если ваши дети не смотрят TikTok, наверняка найдутся сверстники, которые их с радостью просветят. Ко мне приходили родители, беспокоящиеся, не навредит ли их ребенку страшная игрушка. Тогда я предлагала прочитать им историю этого персонажа и понять, нужно ли это ему.

Кстати, набрав популярности, Хаги успел обзавестись супругой - такой же образиной, только в розовом цвете. И еще кучей родственников всех мастей. Игрушка китайского пошива стоит на рынке от 3 тысяч тенге. Сфотографироваться с ростовой куклой Хаги Ваги в Центральном парке культуры и отдыха Алматы обойдется в 2 тысячи тенге, в цену входит магнитик на холодильник или фоторамка.

Впрочем, пушистый монстр не один такой популярный. Мода на жуткие игрушки накатывает с завидной периодичностью. Сейчас уже почти схлынула волна полуразложившихся красавиц Монстр Хай. Но еще держится за родительский карман, подвывая от натуги, Сиреноголовый, еще один жуткий герой из интернета - невероятно костлявый и высокий гуманоид. А на смену им лезут на свет еще более пугающие твари.

- Мне кажется, мода на страшные игрушки не пройдет никогда, - прогнозирует создательница игрушек ручной работы Анастасия МОЛДАБЕКОВА, - ведь они притягивают своей необычностью, жуткой харизмой. Хотя я с большим удовольствием шила бы милые, добрые игрушки, а не эти оскаленные зубы, выпученные глаза с набухшими венами. Но важно понимать, что шью я игрушки на заказ по детским рисункам или придумываю сама. Просят жутких - я повторяю уже готовый образ. Если бы придумывала монстрика сама, он наверняка бы получился милым и совсем не страшным.

Так уж ли они опасны?

- Я бы разделяла игрушки и непосредственно сам видеоконтент, откуда они появились, - настаивает детский психолог Аля АСАДЧАЯ. - А еще непременно разделила бы и сами игрушки по степени влияния. Есть дизайнерские серии кукол, а есть герои, отшитые в Китае, где смотрят, какой персонаж сейчас популярнее у детей. По сути, ни в Сиреноголовом, ни в Хаги Ваги, как в игрушках, ничего такого нет. Вопрос в контенте, который смотрит ребенок.

А ведь ограничить просмотр определенных видео не проб­лема. Функции родительского контроля есть и на популярных интернет-платформах, и в самих гаджетах.

- Еще одна важная деталь: в возрасте 6-7 лет ребенок начинает задумываться о своем месте в этом мире, о смерти и о рождении, - рассказывает Аля Асадчая. - Он осознает конечность жизни, смертность свою и родителей. Этот серьезный кризис ребенок может проживать через страшные игрушки, сказки. Ребенку важно получать честные ответы на сложные вопросы: о деторождении, о смерти. Нужно, чтобы родители умели выдерживать эти разговоры. Страшные игрушки, игры в смерть, похороны, пугающие вопросы - все это может быть способом ребенка изучить и понять волнующую тему.

Держать руку на пульсе и знать о современных трендах необходимо. Например, в одном из видео­хостингов до сих пор доступны к просмотру ролики, завязанные на вызвавшем несколько лет назад большую шумиху персонаже Педобире - медведе-педофиле, который насилует детей в кустах.

- Когда же ребенок подрастает настолько, что уже может обойти родительский контроль, важно разговаривать: “Почему ты так хочешь эту игрушку? Чем она тебя привлекает?” Критическое мышление помогает развить классная игрушка или абсурдная, - советует Аля Асадчая.

Куклы разные нужны

Игрушка может быть не страшной внешне, но создавать проб­лемы. Дети могут сравнивать себя с любимыми персонажами. Взять тех же кукол Монстр Хай. Психолог Аля Асадчая уверена, что главная угроза от них вовсе не в разлагающейся плоти, а в сексуа­лизированности и неверных пропорциях тела.

- Девочка учится воспринимать себя как объект, оценивая, насколько ее внешность востребована. Нереалистичные пропорции тела, чрезмерная худоба характерны для многих популярных кукол. Девочки еще до подросткового периода могут считать себя слишком толстыми, что создает риск для развития расстройств пищевого поведения, - считает она.

Это не значит, что мы должны запрещать играть в эти куклы, но стоит дать ребенку возможность видеть игрушки, расширяющие взгляд. На полках казахстанских магазинов можно купить кукол с разным цветом кожи, различных (часто экстремальных) профессий, персонажей с особенностями развития.

- Я часто работаю с мамами особенных деток, - рассказывает Ирина Падалко. - И они, и их дети страдают от того, что наше общество мало знает об инклюзии. Куклы, передвигающиеся на коляске, со слуховыми аппаратами, в очках помогают ребенку принять особенности свои и других людей.

Весёлая игра в какашки

Отдельная тема - игрушки странные. Редкий родитель оценит все прелести настольной игры в форме унитаза, из которого вылетают экскременты единорога, по баснословной цене. Но специалисты в детской психологии считают такие игрушки очень полезными, ведь они снимают табу с туалетной темы.

- Для ребенка важно говорить об этом - он знакомится со своим телом и с тем, как оно функционирует, - объясняет Аля Асадчая. - Такие игрушки могут пригодиться, если у ребенка сложно проходит привыкание к горшку или в семье эта тема табуирована.


Монстр учит убивать?

А вот вопрос о том, могут ли страшные игрушки или жестокие видео и игры вызвать у ребенка приступ агрессии, психологи отметают сразу. Проблема в другом - зачастую в насилии, которому много лет подвергается ребенок, проявляющий агрессию. Нередко к выплеску негатива приводит и психологический прессинг со стороны близких.

- Если отец бьет мать, а ребенок в силу возраста не может ее защитить, есть вероятность, что в будущем он может проявлять агрессию, - говорит Ирина Падалко.

- Чем более консервативно общество, чем больше женщин и детей подвергаются насилию в стране, тем вероятнее, что и дети, в свою очередь, будут проявлять агрессию, - уверена Аля Асадчая. - Конечно, легче обвинить жуткие игрушки и видео из сети.

При этом принимать в игру монстров, крушить по сценарию здания и буйствовать в рамках игры ребенок может. Это даже полезно. Так находят выход скопившиеся агрессия и напряжение, которых у детей тоже хватает.

- Лучше присмотреться, как он играет. Например, разыгрывает с игрушкой сексуальные сцены. Рисует картины, на которых люди убивают друг друга. Словом, если что-то в игре ребенка начинает родителя смущать, можно прийти к психологу даже без ребенка и узнать, что же это означает, - пояс­няет Аля Асадчая.

За ними не угнаться

Что может противопоставить отечественное производство игрушек засилью заграничного товара? Пожалуй, только скромно промолчать. В прошлом году в страну было импортировано 5,1 тысячи тонн игрушек на 26 миллионов долларов. Из них 2,9 тысячи тонн пришлось на импорт из Китая. В списке постоянных поставщиков также Россия, Узбекистан и Беларусь. А вот отечественное производство не превышает двух процентов. В основном это небольшие фирмы или ремесленники, выпускающие игрушки мягкие, деревянные, пластмассовые. Угнаться при таком раскладе за лидерами рынка сложно. А обогнать подпольное производство и вовсе нереально.

Регулярные проверки игрушечного контрафакта выявляют многочисленные нарушения. Буквально на днях комитетом санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения было выявлено 706 образцов игрушек, не соответствующих требованиям безопасности. Это при том, что исследовано было 1499 образцов. Но даже это не стимулирует наращивание производства отечественной продукции - качественной и приемлемого содержания.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть