1595

Пронзая небо

В Алматы прошли республиканские соревнования школьников по авиамодельному спорту

Пронзая небо

Точка сбора традиционная - аэродром Байсерке. Здесь у авиамоделистов рай земной. Есть специальный мини-аэродром со взлетно-посадочной полосой и большой площадкой. А еще казармы, где можно разместиться на все соревновательные дни.

На этот раз гимназиада заняла более пяти суток. Состязания, как всегда, насыщенные: моделирование - обширный вид спорта. Состязания проходят по 19 классам. Соревнуются здесь свободнолетающие, кордовые и радио­управляемые модели. Показывают класс операторы квад­рокоптеров. А моделисты, которые увлечены изготовлением и полетами моделей - копий реальных самолетов, блистают достоверностью своих созданий.

Запуск радиоуправляемой авиа­модели - момент волнующий. Солнце плавит асфальт, в небе штиль. Идеальные метеоусловия для полета; дул бы ветер, пришлось бы не фигуры в воздухе выписывать, а бороться со стихией. Создатель модели, он же пилот, подходит к кромке площадки, помощники готовят “лайнер” к взлету. Доливают топливо, что-то говорят на своем, инженерском. Команда на старт, вперед и вверх. Но что-то идет не по плану, и самолетик сходит с ума, отказывается подчиняться командам с земли и падает куда-то в камыши. Подавленных пацанов гонят к речке - искать то, что уцелело. Но не ради бортового самописца, а чтобы спасти драгоценную “начинку” авиамодели. Поднять с земли такой самолет помогают законы физики и аэродинамики, а еще нехилые финансовые вложения. Некоторые механизмы стоят свыше ста тысяч тенге.

Судьи оценивают качество выполнения фигур - больше 10 показателей. Седовласые фанаты авиа­модельного спорта горячатся и слова не подбирают. Это в советское время кружок юного техника был в каждом районном доме школьника. Сейчас инженеров со школьной скамьи не выращивают, держится спорт только на влюб­ленных в дело энтузиастах.

- А ведь все конструкторы и инженеры вышли когда-то из таких вот кружков. У нас же наплодили юристов, потом экономистов, а работать некому. Специалистов приглашают из-за границы, - уверен ветеран сверхмалой авиации Алексей ОКСЕНЕНКО.

На самом деле увлечение таким видом спорта - это не только воспитание будущего инженера с руками откуда надо, но и вопрос престижа страны. Беспилотные летательные аппараты давно отжали небо. Они нужны, чтобы собрать данные, подобраться к труднодоступным участкам, обнаружить пострадавших при ЧС. Незаменимы и во время военных конфликтов. Как тут не уделять внимание развитию конструирования и управления “беспилотниками”. Но и на раскаленном аэродроме, и в уцелевших еще кружках техников не особенно интересно чиновникам и бизнесменам.

Сегодня участников немного - всего чуть более 60 человек, и уровень их оставляет желать лучшего, сетуют судьи.

Алматинец Жанажол НЕГМАТ, победитель соревнований по запуску радиоуправляемых авиа­моделей, увлекся авиамоделированием с третьего класса. Сейчас молодой человек учится уже в 11-м. А началось все с любви к транспорту в целом.

- Это могли быть и автогонки. Но у нас это не очень развито, - признается Жанажол, который конструирует свои модели сам. Правда, на турнире он выступает с моделью тренера - свои поразбивал. - У всех моделистов есть парабола: сначала самолеты бьются, а потом никаких фатальностей.

Парни, участвующие в нынешних состязаниях, признаются: познакомились на таких вот турнирах. А вот среди их школьных друзей этот вид спорта не очень популярен. Немногих привлекает сидеть и часами выпиливать детали.

Из таких Егор АКИМОВ из Караганды, поднимающий в небо собственноручно сконструированный летательный аппарат. В будущем видит себя авиаконструктором.

- Использую легкое дерево бальза, которое растет только в Южной Америке. Детали заказываем, а некоторые производим в нашем кружке, - рассказывает Егор. - На сегодняшних состязаниях самодельные авиамодели показывают довольно хороший уровень - летают лучше покупных.

Отдельный восторг - работы ребят, постаравшихся сконструировать копии реальных самолетов. При этом модели должны быть не просто похожи на прототипы внешне.

- Они должны лететь и выполнять фигуры, как оригинал. Даже звук мотора должен быть похож, - объясняет Никита КУЗНЕЦОВ из Караганды.

- Это пик моделизма, самый сложный и интересный класс, - объясняет судья соревнований Сергей СОЦ. - Особенно копии радиоуправляемые. Модель должна быть не просто летающая, но воссозданная строго по чертежам, в определенном масштабе и полностью соответствовать прототипу. На этих соревнованиях было представлено четыре копии кордовых авиамоделей и столько же радиоуправляемых. Лучшей моделью стал чехословацкий спортивный пилотажный самолет Zlin.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть