Отказываюсь играть всякую муру!
Три вечера, три концерта, три программы для музыкальных гурманов. Казахская государственная филармония и государственный симфонический оркестр представляют фестиваль “ХХ22”.
Это музыка ХХ века и наших современников плюс приглашенные солисты и даже мировые премьеры. Например, на время второго концерта фестиваля, 18 июня, руководитель оркестра Канат ОМАРОВ передал дирижерский пульт гостю из Калининграда Михаилу КИРГХОФФУ. Именно он выбирал программу, и очень приятно, что вкусы дирижеров совпадают.
Честно говоря, посещать концерты, которые анонсируют как вечера современной и самой современной музыки, рядовому слушателю страшновато. Вдруг попадешь на что-то очень замороченное, вычурное и промучаешься два часа, слушая эксперименты с умным лицом и тоскуя в душе по понятным эпохам. Но афиша алматинского фестиваля была подобрана с любовью к публике.
- Дело в том, что я тоже не люблю современную музыку, которая высосана из пальца, - признался после концерта Михаил Киргхофф. - Иногда композиторы так боятся, что их творения будут похожи на что-то уже написанное, что пытаются выдумать нечто невообразимое: засунуть в рояль пластиковую карту, нарисовать страшные ноты и ритмы, от которых в результате мучаются и музыканты, и слушатели. Меня часто критикуют, говорят, что я не понимаю чего-то, но просто отказываюсь играть всякую муру. И очень рад, что именно здесь, в Алматы, прошла мировая премьера концерта для скрипки с оркестром “Сон Иакова” Баруха БЕРЛИНЕРА. Потому что это уникальный, самобытный израильский композитор. Понятно, что присутствуют еврейские мелодии, есть национальный колорит, так же, как и у моего любимого казахского композитора Тлеса КАЖГАЛИЕВА. В любом случае эта музыка трогает за душу, без этого невозможно. А фестиваль создан, чтобы познакомить публику с тем, что не играют каждый день.
- Что вам, как музыканту, дает новая музыка, ведь проще сорвать овации, исполняя что-то хрестоматийное, знакомое?
- Я боюсь играть что-то очень знакомое, проще играть современную музыку, там у меня развязаны руки, я могу делать вещи, за которые меня никто не осудит. Можно что-то обсудить с композитором, даже внести какие-то изменения - это нормальная практика. А вот с Моцартом я посотрудничать не могу.
Соло скрипки в этом концерте исполнил венгерский музыкант Граф МУРЖА. Он хорошо знаком нашей публике и очень рад гостеприимству южного города.

- Я тоже очень доволен, когда современная музыка не эксперимент, не поиск нового языка, а глубокая, наполненная чувствами, когда она трогает и меня, и публику, - признался музыкант. - Так произошло и сегодня. Кстати, я часто выступаю в Алматы и очень люблю как ваш оркестр, так и слушателей. Публика в зале всегда очень эмоционально заряжена, играть одно удовольствие.
- Обычно для скрипача очень важно, на каком инструменте он играет. Ваша скрипка уникальная?
- Да, она старая, затрудняюсь назвать создателя. Но не это главное, на мой взгляд. Думаю, что для исполнителя важнее всего глубина, концепция произведения и собственная искренность, а на каком инструменте исполнять - это уже вторично. Я примерно так же сыграл бы и на другой скрипке.
Кроме Берлинера, настолько современного композитора, что он лично передал приветы и комплименты алматинской публике, в этот вечер исполняли еще две сюиты: “Жар птицу” Игоря СТРАВИНСКОГО и удивительную иллюстрацию жизни города “Париж” Жака ИБЕРА. И тому, и другому произведению уже исполнилось больше столетия. Но “Париж” в Алматы никогда не исполнялся, Стравинский тоже не самый часто звучащий в наших залах композитор.
В фойе после концерта народ долго не желал расходиться, как в старые добрые времена: смотрели выставку картин современных художников, обсуждали, какой у нас блестящий оркестр, прикидывали, какие еще концерты можно успеть послушать в этом сезоне. Словно и не было этой двухлетней карантинной дыры в концертной жизни.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Елены ПЕТРОВОЙ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО