Эвакуация с того света
Это не название нового ужастика, а вполне реальная работа алматинца Андрея ЛЕОНОВА. Парня, про которого говорят: он достанет злополучное авто из самой глубокой… Вы уж простите, без нецензурщины тут не обойтись: когда машина безнадежно улетела в кювет, провалилась под лед, застряла в песках, на память приходят только непечатные слова . А мужики, прибывшие на выручку, покачав головами, повторяют, как мантру: “Надо звонить Андрюхе!”
Выловить этого, вероятно, самого крутого в городе эвакуаторщика оказалось той еще задачей! Вечно он занят, все время кого-то куда-то перевозит, кого-то откуда-то выковыривает. Отчаявшись, я уже подумывала тоже где-нибудь застрять. Поймать Андрея удалось между двумя спасательными операциями. И когда сидела в его непотопляемом (он пытался, честное слово) Range Rover Defender, было стойкое ощущение, что я беседую со звездой. Практически из каждой машины, проезжавшей по проспекту Рыскулова, ему приветственно махали, подмигивали фарами или сигналили. Вот это репутация!

Машина у него, кстати, с непростой судьбой - перевертыш, который он поставил на колеса сам. Осматриваемся - практически все пространство в салоне и багажнике забито всевозможными приспособлениями для самого экстремального спасения. Это дело такое - никогда не знаешь, какой инструмент вдруг станет самым необходимым. А началось все с душевного порыва помочь друзьям. Когда количество спасений за спасибо перешло все мыслимые пределы, Андрей решил установить таксу.
- Провозишься ночь или день, а спасенные, пожав руку, уезжают. И добираешься до дома на своей уже тоже наполовину сломанной машине, промокший, уставший, и думаешь: больше никогда! - рассказывает Андрей.
Впрочем, есть адресаты помощи, которым эвакуаторщик никогда не отказывает и никогда не берет деньги. Напротив, просит, чтобы знакомые распространяли его контакты среди сотрудников скорых и спасателей. Им нередко приходится добираться в труднодоступные места, чтобы помочь людям, а техника у них не рассчитана на экстремальные условия, бывает, что застрянет где-нибудь. В основном такие вызовы случаются зимой. Иногда приходится вывозить застрявших на даче пожилых людей. Машины у них ведь тоже с биографией. Нужно помогать.

К счастью, по-настоящему экстремальных спасений не так уж и много. В основном нужно перевезти авто из пункта А в пункт Б. Но Андрей вспоминает: в одну морозную зиму он оказался едва ли не единственным эвакуаторщиком в городе с незамерзшим дизельным авто.
- Заводил свою машину чуть ли не шаманскими способами. И очень боялся порвать гидравлику на прицепе - давило не меньше 30 градусов. Но и заказов было! Работал чуть ли не круглосуточно - выезжал в семь утра, а домой попадал к четырем ночи. Эту адскую неделю запомнил на всю жизнь, - даже сейчас поеживается Андрей. - Но на Бали не заработал. Представляете, никогда не выезжал отдыхать за пределы страны.
Просим Андрея составить свой топ проведенных им спецопераций.
- САМАЯ ДАЛЬНЯЯ ЭВАКУАЦИЯ случилась около трех лет назад. Ехать пришлось в сторону Балхаша, на Орловские озера. Неудачно закончилась февральская рыбалка у парней. Озерца там маленькие, но коварные. Глядя, как рысачит по ним егерь на уазике, ребята тоже ломанулись за ним. Но он-то легкий, не то что Nissan Patrol, который тут же зачерпнул воды капотом. Тонули рыбаки медленно, как в кино, и выбраться успели - никто не пострадал. А вот внедорожник потом пришлось доставать не просто из воды - из-подо льда.

- Плюс ситуации в том, что машина, хотя и полностью ушла под воду, была все же видна, - вспоминает Андрей. - А вот минус в том, что нырять за ней пришлось мне. С тех пор стал задумываться о покупке гидрокостюма. Но ни на причитания, ни на обогрев времени не было - работать было нужно. Вытащили за 10 часов.
- САМОЙ НЕОБЫЧНОЙ ЭВАКУАЦИЕЙ без раздумий называет спасение экскаватора, потонувшего на одной из стройплощадок в предгорьях Алматы. Родничок на объекте не смутил горе-строителей: не учли возможности подтопления, и 15-тонная махина провалилась под землю. Трудяга-экскаватор пытался выбраться сам, но только больше увязал в глиняной жиже. А потом и вовсе заглох - вода попала в двигатель. Вытащить его пытались около полугода, на помощь подтягивали тяжелые грузовики и гусеничную технику, но “репка” наглухо увязла. Так бы и осталась на объекте, как памятник глупости и раздолбайству, если бы хозяин экскаватора не наткнулся на объявление Андрея.

- Когда мы приехали на двух внедорожниках, он цокнул: ну что, мол, смогут эти пионеры, - смеется эвакуаторщик. - Но, когда после нескольких часов работы экскаватор сдвинулся на пять сантиметров, выпучил глаза. Трудность в том, что машина наполовину в земле и вычислить нагрузку сложно. Примерно прикинули: на каждую машину у нас было по семь блоков. Лебедка в среднем тянет пять тонн. Каждый блок удваивает усилия, то есть около 70 тонн на две машины мы примерно должны были дать. Но этой нагрузкой мы его только сдвинули. Для нас это был первый подобный опыт. Мы докупили еще оборудования, позвали на помощь друзей. И спустя двое суток вытянули его на поверхность. Но машину нужно было завести: трансмиссия на гидравлике, колеса блокируются. Пришлось частично вскрыть мотор, слить воду, поменять стартер. Когда экскаватор завели, дело пошло быстрее. Хозяин, уже попрощавшийся со своей машиной, обалдел, конечно. Но заработали мы с той операции исключительно бесценный опыт. Практически весь гонорар ушел на благодарность друзьям и новое оборудование.
- САМАЯ ТРАГИЧНАЯ ЭВАКУАЦИЯ у Андрея произошла в этом году. По просьбе родных нужно было достать машину с утонувшими в ней людьми.
- Трагедия случайная, не по пьяни, не по дурости - люди ехали к себе домой по искусственной дамбе, - мрачнеет наш собеседник. - Место узкое, с трудом разъедутся две машины, да еще и грунтовую дамбу подмыли дожди. Машину занесло, и она упала в озеро. Было не столько технически трудно работать, сколько морально тяжело. мы все же не скорая, не полиция. Обычно нас зовут, когда нужно достать только железо.

Спрашиваю у Андрея, кто чаще всего добавляет ему работы - те, кто застревает по глупости и неопытности, или все же это проделки фортуны. Эвакуаторщик соглашается: процент тех, кто прет напролом, не позаботившись подготовить машину и просмотреть дорогу, больше. Но бывает и дело случая.
- Один из последних вызовов - на плато Ассы. Вроде и ребята поехали опытные, и машина хорошая, и резина грязевая. Не учли только, что дорога грунтовая, пошел дождь. Выехать они не смогли - машину бросили, и вытащить ее получилось только через несколько дней. Люди поднимаются в горы, не думая, как будут спускаться. Часто по той же причине приходится помогать с эвакуацией и женщинам. Они, прошу прощения, из той категории водителей, которые не думают о последствиях: ради красивого места для фотосессии могут заехать куда угодно, - деликатно, но рубит правду-матку Андрей. - Хотя у девчонок ситуации, как правило, несложные: навигатор увел на бездорожье, грязь проблемой не показалась - бух, плюх, приехали!

- САМОЙ “ВКУСНОЙ” ЛОКАЦИЕЙ ДЛЯ ЭВАКУАТОРЩИКОВ, по словам Андрея, еще несколько лет назад была дорога на Большое Алматинское озеро. Зимой там практически всегда заснежено, а если машина пробила бруствер, ее словно засасывает. Выбраться самостоятельно оттуда практически невозможно. Едва ли не каждую неделю, пока туда была открыта дорога, приходилось кого-нибудь вытаскивать. А место сложное - без цепей не управишься. Теперь в топе рабочих локаций Кок-Тобе. По-прежнему вне конкуренции пески Капшагайского водохранилища. Однако туда сейчас вызовов немного - появились новые местные коллеги, и алматинским эвакуаторщикам теперь ездить не резон. Есть парочка коварных спусков на Или, осилить которые может не каждый внедорожник. Но наши люди умудряются найти на пятую точку приключений едва ли не в черте города.

- Было дело в горах на дачах - машину стащило с дороги вниз, и упала она на один из участков - вписалась между баней и сараем, - удивляет Андрей. - Сложность в том, что хозяина этой дачи мы никак не могли найти. Как вытащили ее, на словах объяснить невозможно. Как, впрочем, и большинство наших вызовов. Как-то вытаскиваем. Умеючи можно и танк вытянуть!
Юлия ЗЕНГ, Алматы

Юлия ЗЕНГ