В направлении лета
В предстоящем отпускном сезоне будут организованы 158 пассажирских поездов
Ковидные ограничения сняты - народ грезит отдыхом внутри страны и за ее пределами. Значит, не может не радовать обещание открыть в ближайшее время шесть новых железнодорожных направлений и возобновить международные рейсы. Но национальный перевозчик хочет удивлять - делится планами ввести единый билет на разные виды транспорта. В компании “Казахстан темир жолы” утверждают: у путешественника будет возможность проложить маршрут в такси, автобусе, поезде и самолете - буквально “от двери до двери”!
Правда, когда можно будет протестировать этот вариант, не уточняется, поскольку пока не решена главная проблема железнодорожников - устаревший парк вагонов.
- Вагоны, которым свыше 28 лет, составляют 37 процентов парка. Они задействованы на маршрутах, - говорит как есть новый генеральный директор АО “Пассажирские перевозки” Жанибек ТАЙЖАНОВ. Для того чтобы рассказать, как проходит подготовка к летнему сезону во вверенном ему хозяйстве, журналистов пригласили в пресс-тур.

Начался он, как и сборы в дорогу, с билетных касс вокзала Алматы-2. И, разумеется, с вопроса: люди жалуются, что купить билет из Алматы на побережье Алаколя уже очень сложно. Неужели не ведется борьба с полчищем перекупщиков? Ведь еще в 2019 году нам рассказывали о масштабной “зачистке” в организации продажи билетов. Полностью переведя ее на электронную систему “Мобиус”, целились как раз-таки в перекупщиков и нечистых на руку кассиров, навострившихся ловить билеты и создавать искусственный дефицит.
- Система помогает - не дает купить более 10 билетов на один аккаунт. Увеличена сумма штрафа за перепродажу билетов от 100 до 500 МРП. Появилась возможность встать в лист ожидания, куда в первую очередь попадают возвращенные билеты. И доля онлайн-продаж билетов составляет сегодня 70 процентов, - сообщил заместитель генерального директора АО “Пассажирские перевозки” Ерлан ЖИМАЙЛОВ.
В направлении озера Алаколь будут курсировать 11 маршрутов. Дважды в неделю из столицы, трижды - из Алматы (причем плюс к трем обычным составам выпустят и два “Тальго”). Через день - из Усть-Каменогорска и Семея и ежедневно - из Актогая. Доехать до заветного пляжа можно будет и беспересадочными вагонами в составе других поездов.
Сейчас в парке нацперевозчика 2222 вагона. Красивая цифра скоро может измениться - под списание к концу года попадает порядка 240 старых. Им на смену уже в этом году доставят 73 новых вагона. По словам Тайжанова, к 2027 году обновится половина вагонного парка. Это коснется и электродизельных поездов, задействованных на пригородных маршрутах. К слову, стоит один новый вагон порядка 1 млн долларов.
Старым вагонам по возможности продлевают жизнь. Правда, сделать это можно только единожды. После - на торги. Списанный вагон оценивается в пределах 1-3 млн тенге. Но до этого его “разделывают”: то, что еще можно использовать, оставляют, остальное утилизируют на металлолом. Это вопрос и безопасности, и комфорта.
- Когда вагоны не отвечают тем или иным требованиям, мы отцепляем их от состава, - объясняет заместитель генерального директора АО “Вагонсервис” Нариман НУРЬЯРОВ. - В эти же сутки на текущем ремонте мы устраняем неисправности. Для поддержания вагонов в исправном состоянии есть и плановые виды ремонта: деповский, капитальный и капитально-восстановительный (он продлевает срок службы вагонов на 16 лет).
Но старые вагоны конструктивно невозможно оснастить теми же системами кондиционирования, что в наших условиях, да к тому же еще и летом, превращает путешествие в экстрим-тур. Национальный перевозчик, впрочем, не теряется.
- В этом году рассматриваем такой вариант: на те вагоны, состояние которых не удовлетворяет клиента, предусмотреть скидки, - обещает Тайжанов.

И делится наболевшим: отрасль вообще только приходит в чувства после ограничений ковидной пандемии, сокративших пассажиропоток почти вполовину. В 2020 году количество перевезенных пассажиров составило всего 8,1 млн человек. Против почти 16 млн в 2019-м. На этот год смотрят с надеждой - в планах перевезти порядка 15 млн пассажиров. При этом не скрывают: пассажирская отрасль убыточная. Содержать ее приходится за счет государственной поддержки и доходов от грузовых перевозок. В прошлом году компания получила субсидий на сумму около 25 млрд тенге.
Журналистам показывают, как готовят состав к отправлению в пункте формирования. Демонстрируют, как проходит он через специальный туннель вагонной автомойки. После выставляется на пути, где производят техническую диагностику. На все про все восемь часов. Интересно, что на постсоветском пространстве до сих пор не отказываются от ручного отстукивания колес поезда и букс (коробок с подшипниками), в которых крепится колесная пара. Человеческие уши и глаза машине не заменить. Звук глухой - есть неисправность. Следующий за осмотрщиком слесарь устраняет их.
Приглашают нас и в вагоны. Хвалятся новыми - казахстанского и украинского производства. Их в этом году пустят и на алакольское направление. Новые вагоны отличаются несколько большим размером и, соответственно, вместимостью пассажиров, купе-трансформерами, удобством размещения путешественников с инвалидностью и прочими техническими “плюшками”, от которых уже не хочется отказываться даже в дороге. Их фишка еще и в том, что теперь понятие “санитарная зона” и долгие минуты ожидания похода в туалет теперь можно оставить в прошлом.
Впрочем, комфортное пребывание в вагоне - лишь половина приятного путешествия. Добраться до него маломобильным пассажирам или путешественникам с детьми - по-прежнему тот еще известный всем квест. Даже в условиях большого города пробираться с чемоданами на платформу нужно, преодолевая переходы. А на малых станциях и этого нет - встречающие поезд подсвечивают себе дорогу фонариками. А взбираться в вагон приходится, как на Эверест - подножка уж очень высоко от насыпи. С этим обещают обязательно разобраться. И просят обо всех недочетах в работе сообщать на короткий номер “1433”.
Интересуемся, как обстоит дело с чистотой в вагонах старых - одна из самых частых жалоб пассажиров. Оказывается, теперь эти услуги переданы в аутсорсиноговые компании, разработаны даже новые стандарты клининга. Чуть больше двух лет назад нацперевозчик полностью заменил матрасы, подушки, одеяла и постельное белье во всех своих поездах на современное и экологичное.

Что же касается безопасности в дороге, то здесь без перемен. За порядком следят проводники и сотрудники линейных отделов полиции. Дебоширов ссаживают. Кстати, специалистам компании-перевозчика пришлась по душе идея журналистов составить “черные списки” пассажиров. Так в список персон нон-гранта на железной дороге можно будет загнать и любителей устроить из вагона базар, купив копеечное место в плацкарте.
Еще одна мишень для улучшения сервиса - так называемые помогайки, предлагающие отправить грузы по тарифу от 5000 тенге. Специалисты напоминают: бригадирская почта не канула в Лету и пользоваться ею куда как выгоднее. Например, отправить 10-килограммовую посылку из Алматы в столицу обойдется примерно в 1000 тенге.
А вот с внедрением пилотного проекта женских вагонов, оказывается, решили повременить. Но только на летний период. До этого пилот функционировал на восьми маршрутах, но во время большого спроса на билеты проект временно сворачивают. Обещают возобновить, так как пользуется он большим спросом.
В ходе пресс-тура говорили и о будущем, которое видят в организации интермодальных транспортных решений.
- Внедрение хабовой системы предусматривает исключение малых станций для поездов дальнего следования, за счет чего они станут меньше останавливаться, - объясняет Жанибек Тайжанов. - Для малых расстояний мы рассматриваем развитие пригородных перевозок, будем подключать автомобильные межобластные и городские перевозки.
А вот транспортное решение, действующее по принципу “от двери до двери”, будет в себе увязывать несколько видов транспорта: автомобильный, такси, автобусы, ж/д транспорт и авиацию, - при этих словах собеседника репортеры обострили свое внимание. - Все это будет осуществлено всего по одному билету. Пока идет согласование с авиацией, городскими такси и автобусными перевозками.
Ну и под конец еще одна хорошая новость: в начале следующего месяца возобновятся сообщения по популярным межгосударственным маршрутам: 3 июня - Караганда - Омск, 6 июня - Алматы - Казань и 8 июня - Караганда - Самара. Кроме того, начнет курсировать поезд Алматы - Саратов.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Юлия ЗЕНГ