1133

О высоком

40-летие первой советской гималайской экспедиции “Эверест-82” казахстанцы отметили массовым восхождением

О высоком

Участвовать в праздничной альпиниаде отважились около 600 человек. Но взойти на пик 28 гвардейцев-панфиловцев (4120 метров над уровнем моря) смогли только 200. Вершина решила испытать горовосходителей: и без того довольно сильный дождь в высокогорье сменился градом, а предвершинный гребень укутал густой туман.

Началось все по плану: стартовало восхождение в 5.30 по маршруту Медеу - ГЛК “Шымбулак” - урочище Туюк-Су - урочище Мынжылки - ледник Маншук Маметовой - перевал Маншук Маметовой - пик 28 гвардейцев-панфиловцев. Уже в восемь часов первые участники юбилейной альпиниады достигли вершины. В тройке лидеров - алматинцы Вячеслав ПЕЧЕНКИН и Сергей МИРОНЕНКО, а также москвич Сергей ГОНЧАРОВ. Волновался накануне, но взошел - приняли горы - и олимпийский чемпион Серик САПИЕВ. Тех же, кто не отметился на контрольной точке в 14.00, по протоколу безопасности разворачивали вниз.

А накануне массового восхождения титанов отечественного альпинизма собрали на юбилейной встрече. Пробилась к небожителям и молодежь, чему безмерно обрадовались умудренные вершинами аксакалы. Люди гор подкололи журналистов - спросили в лоб: кто лучший альпинист? Но как тут ответишь, когда вот они, покорители восьмитысячников, игриво называющие восхождение с кислородом допингом!

- Лучший альпинист - живой, - подсказала журналист Галина МУЛЕНКОВА.

С университетской скамьи пишет она о людях, покоряющих космос на земле.

Участники экспедиции “Эверест-82”, пройдя нечеловеческий отбор, распечатали для советских высотников высочайшие горы мира. Среди них были пятеро казахстанцев: Казбек ВАЛИЕВ, Валерий ХРИЩАТЫЙ, Юрий ГОЛОДОВ, Ерванд ИЛЬИНСКИЙ, Сергей ЧЕПЧЕВ. Интересная деталь: на отборы они приехали с южной стены пика Коммунизма (7495 м) - маршрута, круче которого в Советском Союзе не сущест­вовало. А Хрищатый и вовсе был с отмороженными пальцами, принимал обезболивающее пачками. Увидев их, соперники скисли, они до последнего надеялись, что казахстанцы на отборы не попадут.

Фото 1982 года: лагерь на Эвересте.

Непростыми были испытания. Юрий Голодов признается: в барокамере на высоте 10 тысяч мет­ров он не смог ответить, сколько будет три плюс два. А потом и вовсе начал терять сознание. Но эти эксперименты были оправданы: на высоте более 8 тысяч метров над уровнем моря человек теряет способность контролировать мысли и действия. А на горе это верная смерть.

По уникальному маршруту, пройденному впервые в истории и более сложному, чем все существовавшие до того маршруты на Эверест, 8 и 9 мая 1982 года Казбек Валиев, Валерий Хрищатый и Юрий Голодов достигли вершины. Эта экспедиция стала для казах­станских спортсменов воротами в Гималаи. Следующие 40 лет были очень продуктивными: наши альпинисты реализовали 72 гималайские экспедиции и успешно взошли на восьмитысячники 68 раз. Причем шли они всегда своей колеей - 12 восхождений были пройдены по маршрутам, не хоженым ранее.

Вспомнили и тех, кто навсегда остался в горах. Из участников той легендарной экспедиции рано ушел Валерий Хрищатый - погиб в 1993 году на Тянь-Шане.

Кстати, казахстанцы первыми в мире выполнили программу восхождений на все 14 восьмитысячников. Некоторые совершили и вовсе невероятное - зашли туда без использования кислородных баллонов. О разнице рассказал Владимир СУВИГА, на счету которого семь восхождений на восьмитысячники в Гималаях и 45 - на семитысячники Памира и Тянь-Шаня:

- Восхождение с кислородом и без я могу сравнить с ездой на обычном и электровелосипеде.

- Без кислорода ты с горой один на один, а с ним - уже допинг, - добавляет Максут ЖУМАЕВ, покоривший все 14 восьмитысячников планеты без кис­лорода.

Традиционный вопрос от “равнинных” жителей: зачем альпинисты идут в горы, что чувствуют они, покорив вершину?

- Там - ничего! - шокирует Юрий Голодов. - Не до эмоций - концентрация бешеная. Гора ошибок не прощает.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть