2830

Совсем скоро алматинцы увидят обновленную экспозицию музея Динмухамеда КУНАЕВА. Чем же удивит нас команда, изменившая не только планировку, но и саму концепцию? Спойлер - мы услышим голос легендарного руководителя республики…

Как живой…

Музей Кунаева - небольшое двухуровневое помещение в центре города, неподалеку от мемориальной квартиры. Он был создан в 2002 году и все это время практически не менялся, хотя специалисты рекомендуют обновлять экспозицию не реже чем раз в пять лет. Больше десяти последних лет руководство музея просило средства на обновление, но выделены они были лишь в прошлом году. Работа над проектом началась в ноябре. За дело взялась уникальная команда профессионалов под руководством Рината КУТДУСОВА. В их активе выполненные переделки музейного комплекса Абая Кунанбаева в Семее, музеев Танбалы и Мусрепова в Алматы, музея рыболовства в Арале, музеификация золотоордынского мавзолея в СКО.

- Повезло, что и город оказался очень заинтересован в этой работе, и великолепный коллектив музея, - рассказывает Ринат. - Помогали нам и родственники Кунаева. Мне самому было очень интересно работать с материалом о таком удивительном человеке, настоящем духовном лидере. Теперь очень важно услышать мнение посетителей, потому что работа проделана грандиозная. Мы постарались сделать экспозицию максимально современной и по наполнению, и по технологиям. Например, очень скрупулезно создавали восковую копию Димаша Ахмедовича. Подобные фигуры мы делали и для музея Абая, но там было больше времени, и можно было договориться с проверенными мастерами из России. С музеем Кунаева получились очень ограниченные сроки. Хотелось, чтобы фигуру в первую очередь одобрили члены семьи, те, кто прекрасно помнит Кунаева, но сейчас возить людей в другое государство по нескольку раз, на разных этапах работы, чтобы узнать их замечания, было немыслимо. Поэтому пришлось искать мастеров в Казахстане. Этот экспонат вызвал самые горячие споры. Важно было поймать не просто сходство, а выражение лица, позу - словом, очень много мелочей.

- В чем же концепция обновленного музея?

- Когда я побывал там до начала работ, то увидел экспозицию, но не увидел самого Кунаева. Поэтому мы предложили создать ощущение, что Димаш Ахмедович сам рассказывает о своей жизни, размышляет о времени и о себе. Тем более что для этого есть его автобиографическая книга от “Сталина до Горбачева”. Музей уникален тем, что там очень много интересных экспонатов, и за каждым - отдельная история. Например, все знают про знаменитую трость Кунаева. После ухода его верной спутницы и жены Димаш Ахмедович нанес эту дату на трость и все время ходил с предметом, напоминающим о самой тяжелой для него потере. Это очень драматичный экспонат. Кстати, рядом мы расположили трость его отца, которая тоже сохранилась в семье. Примечательно, что оба предмета качественные, но довольно простые. Ни позолоты, ни слоновой кости. Никакого пафоса. Он был чужд всего этого. Достаточно вспомнить про ружья, в том чис­ле уникальные, которых целая коллекция, но на охоту он ездил с самыми простыми. Возвращаясь к построению экс­позиции, мы выбрали какие-то основные узловые моменты жизни и проиллюстрировали их цитатами из книги, дополнительными материалами.

Ринат КУТДУСОВ

- Подождите... А как вы умудрились разместить столько информации, тем более на трех языках, в таком небольшом помещении?

- Помещение и правда очень небольшое для личности такого масштаба. Но в этом-то и заключается современный музей. Он предполагает множество инструментов, а не просто витрины и подписи. Понятно, что нет смысла перегружать стенды. Они лишь предоставляют нам вещественные, документальные предметы и минимум информации. Все остальное делает система QR-кодов. Посетитель, имея смартфон, может в удобном для себя темпе без помощи экскурсовода пройти всю экспозицию и получить максимум информации. Причем на любом из трех языков.

Так что мы старались осовременить музей не с точки зрения вау-эффектов, а с позиции удобства и доступности информации. На это работают и тач-панели, которые можно листать, как экран собственного телефона. Еще мы поставили ретротелевизор - можно, переключая его каналы, смотреть передачи, хронику, воспоминания о Кунаеве. А в карту Казахстана кроме городов, которые появились при этом руководителе, добавили самые важные достижения, цифры, открытые производства. Ну и, конечно, отдельный уголок посвящен любимому городу Кунаева Алматы: как он строился, как появлялись новые архитектурные комплексы. Например, во время поездки в Китай Димаш Ахмедович увидел, сколько там делается для развития детей, и, вернувшись домой, построил Дворец пионеров.

- Вы говорите, что повествование ведется от лица Кунаева. Неужели удалось найти так много видеоархивов с его участием на все случаи жизни?

- Тут есть маленькая хитрость. Мы объявили кастинг и подобрали человека с максимально похожим голосом и манерой говорить. В итоге если вы не будете знать, кто за кадром - чтец или архивная запись Кунаева, то не сможете их отличить. А архив­ных материалов нам пришлось пересмотреть и изучить очень много. Вообще, мы, как гномы, перебрали в поисках сокровищ огромное количество архивной породы. Например, в архиве Академии наук хранятся научные работы Кунаева, ведь он не был номинальным ученым, а действительно много знал про Казахстан, прогнозировал, как может идти развитие страны, ее промышленности, и эти знания не устарели до сих пор. Но его научные работы хранятся в редком фонде и фактически выключены из научного оборота. Мы их оцифровали и сделали доступными. Точно так же, как и личное дело Кунаева. Его теперь можно увидеть на подлинном рабочем столе в уголке, который точно копирует кабинет университета им. Сатпаева.

- Что лично для вас стало интерес­ным открытием?

- У музеев есть такая практика: они делят свои фонды на важное и не очень. Я считаю, что важно все. Каждый предмет рассказывает свою историю, является лучшей иллюстрацией фактов. Конечно, все мы знаем, что Димаш Ахмедович много времени проводил в поездках по стране, что не сидел у себя в кабинете. Но гораздо красноречивее об этом говорит его несессер: походная укладка, в которой компактно сложены все необходимые предметы личной гигиены. Очень компакт­ная, очень емкая - сразу видно, что человек знает толк в поездках.

Когда оцифровывали фотоархивы, мы не могли найти снимок серьезного кабинетного работника: Кунаев все время в общении, в процессе работы, нет такого, чтобы он сидел за столом и вдумчиво позировал на камеру. И при этом всегда с полуулыбкой. В книге он много говорит о том, как наказывал, отстранял тех, кто мешал работать, но, с другой стороны, видно, что этот человек умел в людях замечать хорошее. Практически для каждого, кого он упоминал, находил теплые слова похвалы. Удивительный руководитель.

Вообще, во время этого проекта мне интересно было понять ход мыслей этого человека, его подход к работе, его объективность. Этим, кажется, он был уникален. Ценил все те возможности, которые давал республике Советский Союз, хотя умел отстаивать интересы Казахстана. Это ведь он окончил формирование границ советского Казахстана, вернул Чимкентскую область, отошедшую к Узбекистану. Не дал назвать Целиноград именем Хрущева. Нашлись же товарищи, предложившие дать городу имя Хрущевград, знали, что получат хорошие бонусы за такую инициативу. А Кунаев не стал прогибаться и из-за этого даже впал в немилость первого секретаря ЦК КПСС.

То есть, с моей точки зрения, он был настоящим патриотом и настоящим человеком. И чисто по-человечески я удивляюсь, как можно было держать в голове такой объем информации. Он ведь во все вникал сам: в разведку полезных ископаемых и развитие любимого города, в проблемы артистов и рабочих. Наверное, чем больше будет проходить времени, тем сильнее мы будем ощущать уникальность этого человека, его значение для нынешнего Казахстана.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Ринатом КУТДУСОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Прилетит вдруг волшебник... Территория выживания
Прилетит вдруг волшебник...

В преддверии Нового года в Казахстане появился новый вид мошенничества с заманчивым названием “Тайный Санта”, который уже вскружил голову нашим гражданам: они выкладывают в открытом доступе номера своих банковских карт и мобильных телефонов в надежде получить кулек с деньгами от седобородого волшебника. Но вместо подарка можно схлопотать проблемы на свою голову.

225