1733

Важнейшее из искусств в ступоре

Представители киноиндустрии требуют отправить проект поправок в закон о кинематографии на доработку

Важнейшее из искусств в ступоре

В настоящее время на рассмотрении мажилиса находится законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кинематографии и культуры”, который вносит поправки в принятый всего пару лет назад закон “О кинематографии”.

Авторы документа предлагают законодательно закрепить такие понятия, как “киносериал”, “киноспектакль”, “продюсер”, “дебютный фильм” и т. д. Кроме того, предусмотрено создание Национальной кинокомиссии - консультативно-совещательного органа из числа представителей субъектов кинематографической деятельности и экспертов в этой сфере.

Еще одно направление - это государственная поддержка кинематографии. Согласно законопроекту 70 процентов средств, ежегодно выделяемых на производство национальных фильмов, будут направляться на исторические, патриотические и имиджевые картины. Остальные 30 процентов - на софинансирование частных кинопроектов, в том числе дебютных фильмов. Предполагается также, что в господдержку будет включено финансирование деятельности, направленной на участие в международных кинофестивалях и организацию дней казахстанского кино как внутри страны, так и за рубежом.

Между тем отечественных кинематографистов законопроект в нынешнем виде не устраивает. На прошедшем на днях собрании они предложили внести в документ ряд важных норм. В частности, предлагается преобразовать Государственный центр поддерж­ки национального кино (ГЦПНК) из акционерного общества в госфонд, вернуть АО “Казахфильм” статус госпредприятия и создать при Министерстве культуры и спорта комитет по кинематографии, который займется вопросами госуправления и финансирования отечественного кино.

- В новом законопроекте также требуют своего отражения вопросы защиты прав кинематографистов, - считает президент Национальной академии кинематографических искусств и наук, режиссер Рашид НУГМАНОВ. - В нынешней редакции закона этого вообще нет. Кроме того, отсутствуют нормы, касающиеся образования, повышения квалификации специалистов, правил функционирования региональных кинокомиссий, поддержки кинопроката и показа национальных фильмов. В силу этих причин, мы считаем, законопроект должен быть отравлен на доработку.

Помимо этого участники собрания обсудили и другие насущные проблемы отечественной кинематографии. Говорили, в частности, об окупаемости выделенных государством денег. По словам представителя компании Libertus film Елжаса РАХИМА, за последние два года на кинематограф было потрачено 35,7 миллиарда тенге из бюджета.

- При этом нет никакой информации о том, сколько данные картины принесли денег, - отмечает он. - Наверное, подразумевалось, чтобы они принесли какие-то средства, чтобы кино превращалось в самодостаточную отрасль.

По мнению ряда кинодеятелей, применение к творческой сфере стандартных подходов в области госфинансирования неприемлемо.

- Я считаю, что кино и госзакупки - это несовместимые вещи, - говорит финансовый специалист Лидия КЛИМОВА. - Кинематограф - это не завод по производству стульев, где четко можно распланировать: сегодня мы будем такие стулья выпускать, а завтра - вот такие табуретки. Это невозможно. На производство одного фильма может влиять множество факторов.

По ее мнению, государственные закупки превращают ГЦПНК не в орган поддержки, а в заказчика, который начинает регламентировать, когда, что и кого снимать.

- По сути, интеллектуальная собственность, творческий вклад просто уничтожаются. Люди приходят со своей идеей, которую у них потом просто отбирают. Так нельзя, - возмущается Климова.

По мнению режиссера и продюсера Алишера СУЛЕЙМЕНА, сейчас в сфере кино крутится много шпаны, единственной целью которой является извлечение прибыли.

- В секторе кино, на мой взгляд, сформировалось целое поколение людей, считающих кинематограф способом легкой добычи денег по принципу “деньги в кассу - искусство в массы”, - уверен он. - И вокруг них, к сожалению, сформировалось своеобразное комьюнити - самоназванные критики, люди, вообще не имеющие образного мышления. Эдакая, знаете, мелкая околокиношная шпана, которая паразитирует на фильмах.

Алишер Сулеймен считает, что чем меньше будет в сфере кинематографии различных надстроек и посредников, тем лучше.

- Я убежден, что посредническая структура в виде ГЦПНК абсолютно не нужна, - говорит режиссер. - В законе о кинематографии аббревиатуру ГЦПНК можно было бы заменить на “Казахфильм”, изменив форму собственности с АО на НАО. То есть я считаю, что “Казахфильм” должен быть единым оператором со всей производственной структурой. Не думаю, что нужно создавать фонды, попечительские советы и даже комитет по кинематографии. Чем проще структура (Министерство культуры - Министерство финансов - единый оператор), тем больше будет доступ к кинематографу.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть