В своём стиле
“Шеберхана. Подгонка” - от руки написанный баннер не завлекает сюда иностранцев или селебрити. Зато жители села Каргалы, что в Алматинской области, частенько захаживают к Ляззат ИСАХАНОВОЙ - подогнать обновки, а заодно и ее коллекцию посмотреть. Приветливая хозяйка охотно расскажет о каждом наряде из древности и даже даст примерить вещицу.
На плечиках прикиды могучих батыров и свободных женщин Великой степи. И это не лубок барахольный. Модельер дотошно, с исторической достоверностью подходит к созданию образов, к каждой, даже крошечной его детали. В этом очень помогает этнодизайнеру мастер на все руки и сварщик Кокен ЖУМАКАНОВ. На нем вся работа с металлом и деревом, изготовление элементов декора.

Тихо стрекочет машинка, помощница-швея Гульнар САДВАКАСОВА укладывает на пути иглы неяркий лен - натуральные ткани и, разумеется, расцветки - вот то, что делает итоговый образец достоверно состаренным. Иногда материал приходится обрабатывать еще жестче, чтобы показать: вещь-то с биографией. Но это для киношников. Обычным людям все же хочется получить вещь красивую и вполне носибельную.
- И часто заказывают? - спрашиваю.
Вместо ответа хозяйка мастерской выкатывает целую вешалку готовых изделий. Куртки, сюртуки, накидки…
- Материал - легкая джинса, покрой актуальный, а на рукавах элементы орнаментов, - показывает Ляззат Исаханова. - В полном облачении батыра ты по улицам расхаживать не сможешь, а эта куртка в этностиле поможет кое-что сказать о себе окружающим. А этот пиджак для тамады-ведущего - эффектно и патриотично. Сейчас я и вас одену: вот этот тренч с шитьем будет вам в самый раз.
Говорунья-Ляззат - дизайнер необычный. Придуманные образы не зарисовывает. Вот он, как вспышка, мелькнул в голове, и она уже мчится в свою мастерскую. Соседи привыкли - горит ночью в ее окнах свет, значит, скоро они увидят новый наряд. Но даже при такой творческой импульсивности Ляззат не забывает об ответственности за то, как поведет себя сшитая ею вещь.
И речь вовсе не о стойкости швов, крепости окраски ткани или прочей технической стороне. Ее одежда в чем-то волшебная: изображенные на ней орнаменты и символы начинают работать с первого дня носки. И изменяют жизнь человека. Всегда к лучшему. Ляззат щепетильна и никогда не украсит наряд элементом, в характеристиках которого не уверена.
- Сейчас я ищу информацию о том или ином орнаменте в книгах, но поначалу шла иным путем. Я ехала к женщине, обладающей способностью видеть - кљріпкел, и она растолковывала мне их значение, - признается Ляззат.
Эта суета оправдана: древние орнаменты - магический код к знаниям, которые веками копил народ. Все они наделены особой силой: она может воодушевлять, исцелять, но может и покалечить. Для наглядности Ляззат, между прочим, медик по образованию, показывает на символ, который называется “волна”. Рассказывает, что сегодня его нашивают на камзолы и чапаны, а ведь мужчинам он “противопоказан” и годится только для незамужних девушек. Да и то, только на подол платья, чтобы плыла келин подобно лебедю.
- Вам это покажется странным, но я вижу человека, для которого шью, насквозь. Он и сам себе не признается в некоторых качествах, а я - рентген. Снимаю мерки не с тела - с души. Люди иногда спорят со мной, а потом надевают готовый наряд и понимают, что это именно его. Важно и в каком настроении ты садишься за шитье, - уверяет женщина. - Ты буквально запечатываешь свои эмоции в вещь.
А началось все, как ни странно, с банального желания сэкономить. Сердце кровью обливалось, когда в мебельном цехе, где Ляззат работала, на списание уходили обрезы кожи, сукна, винила. Собрав эти лоскутки, мастерица сначала творила что-то эдакое для себя. Улыбалась, когда на улице ее принимали за артистку. А потом вдруг заболела, ходить не могла, думала, не избежит инвалидности. Она вспоминает сейчас, как поехала в Жаркент к священному дереву Аулие агаш, но вместо лечения хранительница (шыракшы) говорила ей странные вещи про время, призвание и наследие предков. А еще про шитье, о котором Ляззат никогда особо и не помышляла. Так стежок за стежком и родились первые образы. И не для кого-нибудь, а для самых настоящих батыров.
Позже, в 2016 году, Ляззат Исаханова побывала со своей коллекцией в Абу-Даби на Международном фестивале искусств. Удивилась, когда местные жители оценили красоту казахского национального костюма. Дальше - сотрудничество с Муслимом ЖУМАГАЛИЕВЫМ и его театром “Арлан Жете”. Так началась “батырская” эпоха в творчестве этнодизайнера.
За семь лет работы Ляззат уже сбилась со счету, сколько отшитых образов она создала. А еще открыла целую плеяду мастеров из числа соседей: кто-то делает удивительно удобную обувь по старинным лекалам, а кто-то помогает ей с амуницией.
Юлия ЗЕНГ, фото Елены МОРОЗОВОЙ, Алматы

Юлия ЗЕНГ