2261

Прекрасное звание - Женщина!

Они прыгают с парашютом, метко стреляют, спасают людей... на работе. А дома укутывают близких в нежность и любовь. Верные своему призванию, сильные, стойкие, в чем-то даже отчаянные женщины, для которых рабочие будни часто бывают опас­ными и экстремальными.

Прекрасное  звание - Женщина!

Миг, когда решается судьба

22 года службы ради одного дня. Эту формулу вывела вдруг для себя сержант-фельдшер воинской части 3650 Национальной гвардии Рашида САЛМЕКЕЕВА. В тот день она поняла, для чего вообще пришла в свое время на службу.

А вот ее родные узнают подробности только из нашей газеты. До сих пор она не рассказывала близким, что во время январских беспорядков в Алматы была на дежурстве не в охраняемом здании, а на самой передовой. Умудрилась скрыть даже то, что пострадала. Чтобы не нервничали мама, дочь, внук.

- Вечером 4 января нас подняли по тревоге, и мы отправились на вызов, - вспоминает Рашида Салмекеева. Когда поняли, что ситуация обостряется, не спасовали. Вызов принят. Люди ждут. Нужно ехать.

- На проспекте Назарбаева нас остановила толпа. В нас кидали камнями, разбили стекла, вытащили водителя и забрали ключи от машины, - продолжает сержант. - Нашу скорую начали крушить, а потом и вовсе подожгли. Нас вытаскивали по одному, били дубинками, брусчаткой, таскали за волосы. Увидев, что во главе нападавших женщина, я была шокирована! Но обратилась к ней, она согласилась отпустить меня и мою коллегу. Остальных приказала сжечь. Я снова бросилась к ней: “Это же срочники, мальчишки совсем!” Не знаю, что в моих словах ее тронуло, - она отпустила нас. Отдать сказали только форму. Добравшись до площади Республики, мы остановили патрульную машину и уже сами обратились за медицинской помощью. После мы снова вернулись на службу.

Отматывая назад время, этот день она вспоминает с содроганием. Говорит, промелькнула перед глазами вся жизнь. Но думала даже больше не о себе, а о том, что будет с близкими, - внуку ведь в этом году в первый класс идти. Неужели ее не будет в этот момент?! Признается, поразилась стойкости солдат - совсем еще юные мальчишки не давали волю страху и теперь не рассматривают даже мысли оставить службу.

- Все эти годы я для солдат была как мама, - улыбается Рашида Салмекеева. - И в этот день поняла, что не зря я в свое время решила стать военной. Свой долг выполнила.

Небесное создание

Никого сегодня не удивляют женщины в погонах. Более 7 тысяч женщин служат в рядах Во­оруженных сил республики. Поблажек им никто не делает - в армии все равны.

- Завтра нам на полигон - стрельбы, - накормив семью ужином, сержант Камила БЕКБОЛАТОВА теперь может поговорить и с нами. Придя домой, заступает на семейную вахту: у них с мужем четверо детей - сын и три дочери. Приходится быть строгой мамой и пусть немного, но переносить домой принципы армейского воспитания.

Девчонкой еще, поступая на службу, она и не думала, что посвятит армии 20 лет своей жизни. Камила - десантница. Правда, на старте военной карьеры она служила в пехоте, в данный момент - в алматинской бригаде десантно-штурмовых войск.

- Это непередаваемое ощущение свободного полета, - улыбается сдержанная Камила, когда я прошу рассказать ее о первом в жизни прыжке с парашютом. Его она совершила в 26 лет. - Страшно в первые секунды. Потом все выстраивается в голове. Перед каждым прыжком мы готовимся - делаем пробный с вышки, сами укладываем свой парашют, учимся правильному отделению от вертолета. И, конечно, проходим психологический тренинг, чтобы сделать этот шаг - переступить через рамку. С оружием прыгаем по желанию. Но стрелять умею из всех видов.

Сбор на построение - ранний. Маршировка на плацу, строевая подготовка, рукопашный бой, работа с оружием. Тренировки и сдача нормативов, а они порой бывают изнуряющими, проходят ежедневно. Носят женщины и тяжести - вещмешки, бронежилеты, автоматы с магазином - всего около двадцати килограммов. Говорит, за столько лет привыкла к нагрузкам. Как и к определенному стилю в одежде. На выбор три образа - полевой, повседневный и парадный. Шпильки десантница надевает, когда выдается такая возможность. Но ведь и в берцах можно быть женственной и очаровательной. И автомат Калашникова можно разобрать и собрать с маникюром...

Среди сослуживцев Камилы женщин немало. Но выделяться, требовать к себе особого отношения не принято - служат на равных с мужчинами. Разве что прыжки с парашютом совершают дважды в год, а не каждый месяц. Ну и когда воительница в положении, переводят на объекты полегче. Служба службой, но дети - святое.

Ползком под колючкой, чтобы выиграть

Среди казахстанских женщин-военнослужащих немало участниц Международных армейских игр и соревнований. Одна из них - старший сержант войсковой части 46298 регионального командования “Астана” Толкын БАКИЖАНОВА.

В армии девушка служит уже 13 лет. Удивила в свое время родных, круто развернув жизнь и положив на полку диплом финансиста. Свой военный конт­ракт она заключила сначала на три года, потом еще и еще, а после продлила до предельного возраста.

- Еще в детстве я мечтала поступить в Суворовское училище. Родители отговорили. И я послушно окончила колледж по специальности банковское дело, потом поступила в финансовый вуз. Поняв, что это не мое, перевелась на заочное отделение. И - в военкомат, “сдаваться”, - смеется Толкын. - Отец был категорически против - он видел меня в банке, работа с девяти до шести, а тут служба, соревнования. А вот мама поддержала. Сейчас понимаю: я всегда хотела быть, как дедушка. Он ветеран Великой Отечественной войны. Его рассказы о боях и ранениях я слушала и на подсознательном уровне уже тогда определилась.

Первый конкурс, в котором участвовала Толкын, назывался символично: “леди в погонах”. С боевой частью быстро разобралась, на втором этапе - творческом, кулинарном, специально для девочек, чуть не посыпалась. Однако взяла Гран-при и получила путевку на конкурс “Воин содружества Армейских международных игр”.

- Подготовка к состязаниям была в Отаре, - вспоминает Толкын. - Больше всего изнуряла жара. На стрельбище думала, что будет солнечный удар. Но наш человек нигде не пропадет: я налила воды в кепку, так и стреляла - стало гораздо легче. В казарме мы жили пятьдесят дней. Почти привыкла к климату. Там же было и соревнование - к нам приезжали военнослужащие-спортсмены из Армении, Кыргызстана, Белоруссии, России.

В прошлом году на этапе конкурса “Воин мира” в Армении она заняла первое место среди женщин. Но самым сложным состязанием, в котором пришлось участвовать, Толкын считает военно-медицинскую эстафету, прошедшую несколько лет назад.

- Тренировки были с утра до вечера. Да и сам конкурс очень специфичный - многие состязания нужно было проходить ползком, под колючкой, а еще перетаскивать на себе раненых. Вытащишь из БТР, перевяжешь голову и на лямке тянешь до переправы. А “раненый”-то в бронежилете, шлеме - думала спину сорву, - говорит Толкын.

Даже накануне праздника девушка находилась на соревнованиях в Щучинске - готовилась к армейской лыжной гонке. А в повседневной своей службе Толкын - старший солдат (дежурный), обеспечивающий безопасность штаба. Подготовка к конкурсам начинается в феврале. Тогда-то активизируются и родные Толкын с призывами угомониться и уйти из армии, к примеру, в банк. Но девушка уверена - она на своем месте.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

3142