1459

Не по шаблону

Алматинка Нургуль СЕЙТБЕКОВА шьет одежду для людей с особыми потребностями - удобную, носкую, адаптированную. Разрабатывает новые модели, чтобы и человек, и те, кто помогает ему в быту, не испытывали затруднений. И сама постоянно преодолевает трудности - производство такой одежды, кстати, едва ли не единственное в стране, не поставишь на поток.

Не по шаблону

Уже много лет женщина бьется за дело, которое взвалила на себя - кочует из цеха в цех и все ждет поддержки от государства. Иногда ее критикуют: выделять людей с инвалидностью в особую категорию и шить для них специальную одежду неэтично. Но так, уверена женщина, которая наперекор всему все же шьет, могут рассуждать только те, кто далек от этой темы.

Инспектор по доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями Руфик ТЫНЧАРОВ уже пять лет использует теплозащитный мешок для колясочников, который сшила ему Нургуль. Вещь незаменимая в его рабочих буднях и активных выходных.

- За это время ни одной починки, - дает экспертную оценку мужчина. - Зимой мешок меня буквально спасает - я стал меньше болеть.

А вот брюки, адаптированные для тех, кто передвигается на коляске: застегиваются они не спереди, а по бокам. Этот малозаметный нюанс позволяет надеть их даже лежачему человеку. У брюк есть еще одна фишка - они приподняты на пояснице и укорочены спереди, что не позволяет им сползать. Потому что устранить это неудобство, сидя в коляске, тот еще квест.

Юбки, платья, пончо, костюмы - всего около 40 оригинальных моделей. Все эти предметы гардероба для людей с особенностями развития должны быть функциональны и красивы. Их и раньше нередко приходилось шить на заказ или переделывать из обычных вещей. Ну не вникают во все эти тонкости производства рядовые швеи - все равно выходило не то. Да и Нургуль со своим коллективом, когда взялись за это дело, шли непроторенным путем, попутно выявляя и устраняя недочеты.

Для нее эта тема лично выстрадана. Нургуль было около 20 лет, когда заболела ее старшая сестра. Тяжело заболела. Не вставала с кровати. Угасала. Помимо моральной тяжести семья столк­нулась и с кучей бытовых нюансов. Один из сложных - процесс переодевания. Сестра ушла. В память о ней Нургуль не оставляет дело, на которое многие уже махнули рукой. У ее проекта был яркий старт. В 2015 году она выиграла грант 5 миллионов тенге от проекта “Стартап Болашак”. Купила оборудование. Наняла команду. И даже устроила через пару лет в столице настоящий показ мод с участием особенных моделей. А потом еще один. Все вещи из той первой коллекции Нургуль подарила участникам показа. Но после бодрого старта дела пошли хуже и хуже. Швеи разбегались, заказов стало меньше. Адресаты проекта вещами были довольны. Вот только носят они потом изделия годами.

- Пенсия по инвалидности у нас маленькая. Я понимаю, сложно каждый раз покупать недешевые вещи. Пусть они и очень удобны, - говорит Нургуль.

Не единожды ее цех был на грани закрытия. Каждый раз останавливали люди: мама девочки с ДЦП, которая сама как тростиночка, но таскает на себе дочку. А юбку от Нургуль с секретным запахом надевает теперь за две минуты вместо пятнадцати. Или мальчишка, для которого сшитая ею красная футболка как маячок. Или первая наша паралимпийская чемпионка, капитан отечественной сборной, мас­тер спорта международного класса по плаванию Зульфия ГУБАЙДУЛЛИНА, для которой Нургуль смоделировала брючный костюм - элегантный, с легким акцентом этники. Вот так поплачет Нургуль, послушает, улыбнется и снова лбом потолки пробивает.

Зульфия ГУБАЙДУЛЛИНА на показе моделей одежды.

В швейном цехе у Сейтбековой сейчас трудятся три женщины. Все они имеют инвалидность по слуху. Не так давно эта маленькая команда пережила очередной переезд. Стали сотрудничать с консультационным центром долгосрочного ухода Qoldau. Здесь проводятся бесплатные семинары для родственников, опекунов и лиц, ухаживающих за лежачими, с ограниченными возможностями и пожилыми людьми. Значит, в ходу вещи, в которых не выходят на улицу, но они и дома незаменимы. Предназначены для лежачих больных и сконструированы по принципу малышковой одежды с кнопочками и застежками в нужных местах. Все для того, чтобы процесс переодевания был максимально быстрым и незаметным для пациента и простым для того, кто за ним ухаживает. Сейчас Нургуль пытается добиться, чтобы разработанную ею модель мешков выдавали людям, передвигающимся на коляске, от государства.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть