9172

И тут я погнала!

Хочешь море цветов к 8 Марта - устройся накануне праздника работать в теплицу, где их выращивают

И тут я погнала!

Еще никогда меня так радостно не принимали на работу. В цветочных теплицах близ Алматы аншлаг, кульминация выгонки, страдная пора. Город жаж­дет тюльпанов - главного символа праздника. А они прут как на дрожжах. Хуже, признались мне бывалые тепличники, будет только 7 марта. Но до этого дня еще нужно дожить.

Старое доброе “журналист меняет профессию” накануне Международного женского дня просто не может выглядеть иначе. Правда, весь процесс выращивания тюльпана я по понятным причинам увидеть не смогу. Выгонка - волшебство превращения луковицы-трехлетки в цветок - начинается в ноябре.

Несмотря на то что Казахстан официально получил мировое признание как родина тюльпанов, самые топовые производители луковичного материала работают в Голландии. Наши заказывают там посадочный материал, привозят сюда фурами и здесь выгоняют цветы, а луковицы утилизируют. И вовсе не потому, что они становятся негодными. Для того чтобы снова получить из них цветок, потребуется больше усилий, времени и места - луковицы нужно правильно охладить, высушить и посадить. Но за стать и фасон полученного из них тюльпана голландцы уже не отвечают. Так что заграничные франты-цветы на своей исторической родине прак­тически не укореняются.

Некоторые владельцы теплиц умудряются вырастить тюльпаны и вовсе без земли, в специальном растворе - гидропонике. Представители старой школы высаживают короля первоцветов в качественный горный чернозем, припорошив его сверху песочком. Интересно, что грунт после тюльпанов тоже становится одноразовым. Если подхватит цветок хворь, замучаешься ее из земли выводить. Очистка паром на высокой температуре - средство эффективное, но очень недешевое. Поэтому цветоводам легче полностью перестелить земляную перинку, нежели возиться с ее очищением. Все это я выясняю, пока вхожу в курс дела и накидываю спецовку.

Моя смена будет длиться шесть часов. В конце рабочего дня я получу шесть тысяч тенге. Это средняя ставка для неквалифицированного разнорабочего. Среди моих нынешних коллег много жителей ближайших к тепличным комплексам поселков, а также экспаты из солнечного Узбекистана. Фермеры любят принимать на работу иностранцев - они больше заточены на заработок, реже уходят в загул и практически не воруют. Например, как Фуркат ИСМАИЛОВ из Андижана, без которого владельцы теплицы теперь как без рук. Он и электрик, и сантехник, и агроном. Хозяева даже собираются построить парню дом поблизости, а там и женить, укоренить то есть. А за местными нужен глаз да глаз. Им есть куда тащить - в хозяйстве все пригодится, даже отвертка. И луковицы при посадке тырят как здрасьте.

- По профессии я следователь, стараюсь немного предугадать такие случаи, - представляется мой нынешний работодатель, владелец тепличного комплекса

Равиль АСЫЛ­ГАРЕЕВ, и рассказывает, что пошел в органы с идеалами и красным дипломом.

Но не выдержал. Сажать цветы оказалось интереснее, чем правонарушителей.

Вход в теплицу, особенно в холодильник, как в хранилище банка - по отпечатку пальца хозяина и хозяйки. Повсюду камеры, что очень дисциплинирует. Работа сейчас не прекращается круглые сутки. Трудятся в три смены. Некоторые работники даже не хотят сменяться. В основном среди таких ударников производства местные женщины, которым нужно кормить детей.

Это хозяйство в пригороде Талгара самое крупное близ Алматы. Здесь выращивают около 140 сор­тов тюльпанов, луковиц высаживают больше миллиона.

- Главным символом праздника тюльпан стал всего несколько лет назад. До этого принято было дарить женщинам розы, - вспоминает Ольга АСЫЛГАРЕЕВА.

Потом начали возить луковицы, и маятник моды качнулся. Самым ходовым цветком стал кумачово-красный тюльпан, прямой, как стрела, и простой, как трактор. Махровые, бахромчатые, пастельного цвета тюльпаны были непопулярной экзотикой. Постепенно переучили народ. Сегодня даже желтые в ходу: они уже не вестники разлуки, а солнечный салем просыпающейся весны.

Зеленые шеренги тюльпанов разделены по сортам и скороспелости. Подготовка к 8 Марта началась здесь в конце осени, когда охлажденную луковицу посадили в землю и оставили в прохладной теплице дозревать. Посадка материала - процесс трудоемкий. На нее также привлекают наемников. Обогревать теп­лицы начинают в январе, чтобы жизнь в цветке проснулась. Медленно доводят температуру градусов до 13-14 - цветок весенний, жара ему не нужна. Суеты много: воздух в теплице должен циркулировать, света и тепла тоже нужно в меру. На каждый промах тюльпан отвечает - растет кривым-косым, болеет, гибнет.

В конце февраля в теплице аврал. Бутоны появились и едва набрали цвет - можно снимать. Проходы между грядками узкие - всего сорок сантиметров. Каждый кусочек земли на вес золота. Идти по этой тропинке неудобно. А уж собирать на ней цветы и вовсе трудно без акробатической подготовки. Однако назвался груз­дем…

Расправил лепестки-крылья тюльпан сорта, “Альбатрос”. Срывать, а вернее вытягивать из земли, тюльпаны несложно - помогает песок. Но делать это нужно выборочно - желательно, пока цветы еще спят. Светская жизнь их коротка - три раза распустятся, и все. Тюльпаны хранятся и с луковицами, и без. Заказчики сразу дают техусловие, в каком виде им нужен цветок. Ненужные луковицы отрывают прямо на грядке.

Аккуратно складываю цветы и выползаю из узкого коридора. Роняю ящик себе на ноги, и тут как из-под земли (виват местным “сергекам”) вырастает хозяйка. На первый раз отделываюсь предупреждением, если будет порча цветка - вычтут из заработка.

- Не переживай, у нас один мужик вообще в грядку с цветами упал, - смеются девчонки-коллеги. - Но он пьяный был.

Чувствую, что еще немного - и я повторю подвиг цветочного ныряльщика. Ящик весит около пяти килограммов. С непривычки ломит поясницу. Хотя я еще сельский житель, привыкла принимать соблазнительные позы на огородном фитнесе. Поднимаю челюсть с пола, когда сборщица Марьям АЙТАХУНОВА распахивает жилетку и показывает округ­лившийся животик. Она ждет шес­того малыша. В прошлом швея. В этой теплице работает около восьми лет. Не раз уходила в декрет, но быстро возвращалась. Улыбается: “Хороший климат”.

Почти между грядок родились и обе дочери Равиля и Ольги - семилетняя Аделина и крошка Амелия. Да еще и в конце февраля - самый суматошный период срезки.

- У меня начались схватки, а в теплице толпа оптовиков, - смеется хозяйка. - Когда Равиль узнал, что я рожаю, все бросил и повез меня в Алматы. Приехали в роддом, а там мне говорят, что схватки ложные. Мы снова домой - и за работу. Что вы думаете? Схватки вернулись. А муж не верит, на него наседают заказчики. Пришлось терпеть, пока не распродались. А потом из роддома сразу на грядки.

За разговорами делаем несколько ходок в сторону сортировочной. Там девчонки разделяют цветы по высоте стебля и упаковывают в бумагу. Так, в букетах по 15 штук, попадают тюльпаны в холодильные камеры.

Интересно, что на срезку идут и совсем зеленые цветы - они вообще считаются самыми лучшими. Их хранят в холодильнике до самого праздника. Там в темноте и при температуре от +1 до +3 градусов тюльпаны словно уснут. Кстати, важно, чтобы хранились цветы вертикально, иначе цветок будет искать солнце, поднимет голову, да так и останется кривым. Тюльпан из заморозки оживет быстро - на глазах наберет цвет и раскроется. Увидеть это чудо можно будет за несколько часов.

Все тюльпаны, которые мы сейчас срываем, уже проданы. Причем не только по Алматы. Готовим к скорой отгрузке эффектный “Авангард”. Перед выходом в свет на полки, где стоят букеты, наливаем немного воды, некоторые посыпают полки снегом. Наша водичка непростая, в ней витамины из Голландии. Цветок, сорванный больше двух недель назад, напитается силой, но не распустится. Наш “Авангард” воспрянул духом, хрустит, как багет, и выглядит не хуже собратьев на грядке.

То, что останется нераспроданным, реализуют в сочельник праздника - сметут. Но продать тюльпан, такой нужный всем сейчас, можно будет разве что до 10 марта.

- Когда пойдут мужики по “остаточным” женщинам, - шутит Равиль. - Потом эти дни заканчиваются, и он уже никому не нужен. 8 Марта и мой праздник. Я отключаю телефон и отдыхаю.

…По пустым грядкам словно пронесся ураган. Флористы выдохнут после праздника и снова встанут в позу - высадят другие ходовые цветы. Но это уже совсем другая история.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть