1327

Вернулись в детство

В Центральном государственном музее Казахстана шум, гам, толчея. Не самые дисциплинированные посетители - школьники - с интересом рассматривают экс­понаты под стеклом. Для ребятни эти раритеты близки и интересны - куклы, асыки, колыбель-бесик. И что не может не радовать, многие из этих детей сами выросли в такой же колыбели, а в асыки играют до сих пор.

Вернулись в детство

Экспонаты выставки “Балалык шак - патшалык шак” - из фондов госмузея. Среди уникальных археологических артефактов игрушки и одежда, посуда, предметы быта и для ухода за ребенком, уникальные фотографии.

Традиционная колыбель - бесик вызывает интерес и в наши дни.

- О преемственности поколений и новаторстве предков говорит бесик. Строение этой люльки было характерно для людей, ведущих кочевой образ жизни. Главная особенность - наличие специальной посудины для сбора выделений и специальной трубочки из вываренной овечьей кости - шумек. Этот предмет быта дошел до нас, практически не изменившись. А еще мы можем наблюдать экологичность и безопасность этого предмета: для абсорбции запахов предки использовали золу, а ребенку не грозили опрелости, - увлекает слушателей в мир древностей научный сотрудник отдела ант­ропологии и этнологии Бейбиткали КАКАБАЕВ. - Многие современники снова используют такие колыбели.

Почти не изменившись, дошли до нас и некоторые ритуалы, связанные с рождением и взрос­лением ребенка: защитные на сороковой день после рождения, с мечтами о будущем - посадка на коня трехлетнего батыра. О каждом из этих обычаев напоминают представленные на выставке артефакты.

В седло маленьких батыров сажали в три года. В семь наездник мог участвовать в скачках.

Интересно, что многие предметы содержат в себе элементы, оберегающие своих маленьких владельцев от сглаза. Ученые уверяют, что это было характерно для жителей Евразийского континента. При этом использовали они для этого подчас самые неожиданные предметы. Как, например, раковину каури, “доплывшую” в земли кочевников по торговым путям и здесь получившую имя “жылан бас” (“змеиная голова”). Ювелирные украшения и предметы одежды - все они несли главную “службу”: защищать своих обладателей не только от холода, но и от дурного глаза. Смесь прагматичного и духовного актуальна и сегодня.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть