1715

Шаги навстречу

Пространство для адаптации слабовидящих детей в городских условиях открылось в Алматы

Шаги навстречу

Элементарные вещи: пересечь улицу по пешеходному переходу, дождаться разрешающего сигнала светофора, выбрать автобусный маршрут или присесть на лавочку - могут оказаться сложным квестом, если ты не видишь. Нередки случаи, когда незрячие люди годами не выходят на улицу: не чувствуют себя в городе безопасно. Но Алматы должен стать дружелюбным для тех, кто ограничен в возможности видеть. И учиться этому лучше с детства. Создать площадку, максимально приближенную к “боевым”, то есть к городским, условиям, решено было на базе школы-интерната №4 для слепых и слабовидящих детей имени Н. Островского.

Всего в этой школе обучаются 247 учеников, 225 из них живут в интернате постоянно. Ребята посещают уроки, сдают ЕНТ и поступают в вузы и колледжи страны. А среди педагогов немало выпускников этой же школы. 60 процентов здешних учеников абсолютно незрячие и при этом удивительно талантливые - нам показывают достопримечательности местного музея: картины и скульптуры из бисера, мягкие игрушки и куклы, выполненные в разных техниках. В концерте, приуроченном к открытию адаптивного пространства, принимают участие тоже местные таланты: оркестр казахских народных инструментов, ансамбль скрипачей и певцы. Очень проникновенно и талантливо - для этого красоту мало видеть, ее нужно чувствовать душой.

Проходим на адаптационную площадку. Здесь воссоздан город в миниатюре: “говорящие” светофоры, пешеходные переходы, остановки общественного транс­порта. Даже бордюры есть. А еще все многообразие дорожных покрытий - асфальт и коварная для незрячего пешехода брусчатка. Все, что теоретически может стать источником опасности. Все объекты были сконструированы максимально достоверно и при активном консультировании сотрудников дорожной полиции. Опознавать объекты слабовидящим и незрячим детям нужно будет научиться ногами. Здесь камни и песок, даже искусственная травка. Яркие пятна на детской площадке. Их слабовидящие дети могут отличить. После активных занятий можно и поиграть. И хотя в настоящем городе еще не вся среда адаптирована и безопасна для людей, ограниченных в зрении, такому центру весьма рады. Здесь можно отточить до автоматизма обычные навыки горожанина.

Оживленно и красиво в школьной оранжерее. Скоро ребята станут здесь сажать и выращивать различные растения. А пока легко могут почувствовать себя в настоящих тропиках. Ландшафтный дизайнер Илья ЛЕВИН подобрал 47 различных видов растений для этого объекта.

- Главное, растение не должно быть ядовито, токсично, должно не вызывать аллергию и не иметь колючек, - рассказывает он. - Предпочтение отдавалось лис­тьям разного размера и разных фактур, чтобы заинтересовать и развить воображение незрячих детей. Интересно, что мы с одной из учениц этой школы потрогали все эти растения и уже на втором круге девочка стала узнавать их. И даже выучила некоторые названия. Моя задача была показать детям, насколько удивителен и разнообразен этот мир. В будущем мы проведем с ребятами мастер-классы. Это замечательное хобби и отличный бизнес на будущее.

- Самая главная цель нашей работы - подготовка ребенка с нарушениями зрения к успешному обучению в школе, а также к активной самостоятельной жизни и адаптации в обществе, - отмечает директор специальной школы-интерната №4 для слепых и слабовидящих детей имени Н. Островского Аида БАРАШЕВА. - В новой школьной оранжерее наши ученики смогут не только развить осязание и обоняние, но и улучшить зрительное восприя­тие мира, что им максимально необходимо. Здесь будут проводиться уроки географии и воспитательные мероприятия. А на новых площадках для адаптации будут проходить уроки социально­-бытовой и пространственной ориентировки.

Организаторы уверяют, что аналогов такой площадки нет ни в Казахстане, ни в СНГ.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть