Живее всех живых
У алматинки Адель КИСЕЛЁВОЙ изящное увлечение - она делает броши и украшения в виде удивительно реалистичных букашек: бабочек, жучков, пауков. И тонкое чувство юмора - она все время как будто немного соревнуется с природой.
Однажды показала своим подписчикам фото бабочки, рассказала про этот вид. Все давай Адель поздравлять, мол, круто сработала. Вот только бабочка на снимке живая была. Включился внутренний азарт, мастерица повторила задумку природы в брошке.
Теперь ее творчество, как река: в одном русле она старается точно следовать эскизу природы, во втором - фантазирует сама. Есть еще третий поток, самый интересный - создать бабочку для конкретного человека. Уже потом Адель узнает людей на улицах города по своим бабочкам и по стилю и характеру, которые удалось угадать.
Адель - дизайнер женской одежды. Работала конструктором, технологом, руководителем швейного производства. А бабочки - это и творческий порыв, и дань детской мечте. Ведь когда стоял выбор профессии, Адель вполне могло занести и на биофак.

- Ребенком я любила собирать букашек. У нас была коробка со стеклом, которая на протяжении многих лет каждое лето пополнялась новыми экспонатами. А в доме была куча банок, в которых эта живность обитала, - Адель рассказывает, а я так и вижу: летний вечер, большая лампа на веранде и дочка с отцом, разглядывающие новых “пришельцев”. - О нашем странном хобби знала вся округа. И соседи порой приносили нам очень интересные экземпляры: странных жуков, махаона, тритона, даже летучих мышей. Интересно было определить вид и название живого экспоната. Про Википедию и интернет в 90-х еще не слышали, поэтому в библиотеке я перечитала все книги по энтомологии. Некоторые виды я увидела только спустя несколько лет.

Свою первую бабочку мастерица сделала четыре года назад. Хотелось, чтобы даже при близком рассмотрении брошь можно было принять за настоящее насекомое. На дворе была ночь. Весь дом спал. А Адель искала. Придирчиво отметала различные техники: все они не могли передать достоверности. И тут на глаза попался кусок меха. Пазл сложился: мотылек будет мягким, пушистым и легким… Еще несколько часов до рассвета ушло на то, чтобы добиться анатомической точности, определиться с формой. Однажды в жертву очередному творению была принесена новая норковая шапка мастерицы.

- Выбрать бабочку, которую хочу создать, интересно. Но еще интереснее подобрать краски и лаки, которые передали бы тонкости цветовых переходов и дивного блеска крыльев. И сделать это так, чтобы краски держались крепко, выдерживали носку на верхней одежде и не теряли своей красоты долгие годы. Технику создания бабочек из меха и замши я придумала сама, таких бабочек не делает никто во всем мире, - заверяет Адель. - Каждую бабочку расписываю вручную. Поэтому все они уникальны, как и живые. Вдохновляться ими можно вечно, доводя технику их создания до совершенства, работая над реалистичностью мельчайших деталей: усиков, тельца, хоботка и лапок. И если добьюсь вдруг идеала, буду думать, как научить их… шевелиться. Ну хотя бы усиками…

Отдельный закуток в царстве прекрасного - жучки-паучки. Во всей их устрашающей красоте. Щадя чувства арахнофобов, Адель редко публикует их фото в соцсетях.
- Я ужасно боюсь пауков, - признается мастерица. - Но делаю их с огромным удовольствием, ведь я ими восхищаюсь: их грацией, удивительной анатомией, трудолюбием. Удивительно, что и заказывают украшения эти по большей части арахнофобы.

Для “охоты” за вдохновением мастерица старается выбрать каждую свободную минутку. Помогает приобретенный еще в детстве навык наблюдать за бабочками, не ловя их в сачок. Адель внимательно рассматривает, как сидят пестрокрылые красавицы. Это важно, ведь у живых и засушенных бабочек крылья сложены по-разному. А если удается попасть на выставку насекомых, доверяет больше своему глазу, уверенная, что ни один объектив не передаст волшебство блеска и фактур. Все эти воспоминания, собранные в коллекцию, и помогают потом в мастерской. Процесс волшебства небыстрый. Рекорд по продолжительности работы над одной бабочкой - два года.
- Все это время я ее доставала, докрашивала, додумывала, - вспоминает Адель. - А на самую простую бабочку у меня уходит четыре часа непрерывной работы. Бабочка - символ перерождения. Когда я их придумала, в моей жизни был переломный момент, и, видимо, мои изменения пришли ко мне с бабочками.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Юлия ЗЕНГ