А поговорить?
В столице наконец-то возобновили долгожданный кинолекторий, прерванный из-за пандемии. Проводником в мир большого кино в очередной раз стал казахстанский кинообозреватель Евгений ЛУМПОВ. Мы поинтересовались: неужели в современном мире кому-то до сих пор интересен формат лектория?
- Евгений, почему вы выбрали именно “Жизнь прекрасна” Роберто БЕНИНЬИ для премьерного в новом сезоне кинолектория?
- Да потому что фильм замечательный, со множеством социальных комментариев. Ему уже больше 20 лет, а он по-прежнему свеж и актуален. В свое время “Жизнь прекрасна” стал примером невероятной художественной смелости, сумев показать страшную трагедию через призму юмора. Показ был организован в рамках Недели памяти, проводимой Русским домом в Нур-Султане, и приурочен ко Дню памяти жертв Холокоста. Аудитория очень благосклонно восприняла и фильм, и мою лекцию. Желающих оказалось немало - и люди зрелые, и молодежь. Все соскучились! Ведь кинолектории - это не просто прийти посмотреть кино, это в первую очередь общение. Просто смотреть кино стало неинтересно.
- А как вообще появилась эта идея собираться и обсуждать только что увиденное на экране?
- Поначалу творческого запала хватило на создание тематического сайта VOSMERKA. В то время я еще учился в Казахском национальном университете искусств, сложилась группа единомышленников, в том числе преподавателей, и мы пришли к мысли, что нет ни одного СМИ, занимающегося вопросами отечественной киноиндустрии. “Хотите говорить о кино - приходите к нам”, - объявили мы, и нам стали присылать рецензии, мы никому не отказывали: никаких рамок, пишите о сериалах, о коротком метре. При этом в обойме всегда были новости, касающиеся казахстанского авторского кино.
Что касается киновстреч, то их прообраз обозначился как киноклуб на базе Национальной библиотеки, а в 2019 году я сам вышел к зрителю, и меня стали слушать. Я не был скован рамками программы, сам выбирал, что мы будем смотреть, а потом объяснял, почему мы посмотрели именно это.
- Как думаете, почему людям интересны такие встречи?
- Каждый приходит за чем-то своим. Кто-то потому, что уже видел фильм и хочет пообщаться с теми, кому он тоже нравится. Кто-то хочет понять, что же в фильме выдающегося. А кто-то - просто поговорить о кино.
Знаете, люди старшего поколения гораздо активнее вступают в дискуссию, с ними невероятно интересно, у них свое мнение, они выросли с какими-то фильмами. К примеру, на одной из встреч мы смотрели “Восхождение” Ларисы ШЕПИТЬКО, фильм 1976 года, и это была одна из самых запоминающихся дискуссий: мы спорили, в чем же заключается мораль и как бы мы сами поступили на месте героев.
И такие яркие встречи были часты. Как-то один из зрителей так рьяно отстаивал свою точку зрения, что напряглись все присутствовавшие, и вот уже вроде и дискуссия подошла к концу, и люди стали расходиться, а мы все стояли, обсуждали...
- Какое кино вызывает больше всего откликов?
- Охотнее всего приходят на свежее, потому что основная аудитория - это все же молодежь, выходящая на нас через соцсети. И они настроены рефлексировать больше над тем, что более-менее укладывается в их временную шкалу. Бывают, конечно, исключения. Помню, был один завсегдатай, постоянно интересовавшийся, когда же мы обратимся к немецкому экспрессионизму. Решил ему уступить, подготовил фильм и лекцию, а он не пришел! Но зато пришли другие и на полном серьезе смотрели почти столетний “Носферату - симфония ужаса”, разбирали базовые принципы вампирской тематики.

- А бывало такое, что вы, имея свое сложившееся мнение о фильме, вдруг меняли его после диалога со зрителем?
- Скажем так: я иногда получал новый ракурс, с которого можно было смотреть на фильм. Ведь любой анализ, в том числе киноматериала, - это вопрос выбора оптики. Ты можешь взглянуть на сюжет сквозь призму философии, и тогда временами даже белиберда выдает признаки рационального, а можешь оценивать его с чисто технических позиций.
Правду сказать, я веду эти лекции, чтобы самому разобраться, узнать чуть больше. В свое время я сделал паузу в своей режиссерской работе, потому что, признаюсь, понял, что мне не хватает навыков. И я учусь, получаю истинное удовольствие, разбирая фильмы. Лектории не должны быть показом ради показа или разговором ради разговора: и лектор, и зрители должны что-то открыть для себя. Даже шутка появилась: если вам не зайдет увиденное и услышанное, то как минимум вы запомните факты, которыми сможете козырять перед друзьями.
- Выходит, встречи ценны и как по-настоящему обучающее пособие?
- Это звучит слишком громко для моих лекториев. Я сам еще учусь! Наверное, какую-то пользу такие встречи могут дать начинающим кинематографистам, но парадокс в том, что как бы мы ни старались зазвать их к себе в гости, например студентов-киношников, 99 процентов приходящих - это те, кто не имеет к сфере кино никакого отношения. Приходят простые зрители, которые не стесняются задавать вопросы, не боятся показаться глупыми, им интересно все. У них нет апломба, что “я знаю чуть больше”. И как минимум, разбирая фильмы, мы пытаемся активизировать у людей критическое мышление. В современном мире это крайне важно, ведь сейчас все - эксперты, строчат бесконечные посты, учат жить других.
- Когда запустите полноценный курс лекций?
- 9 февраля в партнерстве с Русским домом и бизнес-центром “Москва” запустим лекторий, идею которого я давно вынашивал. Будем изучать советский кинематограф, смотреть картины из всех союзных республик. Показывать будем нераскрученные вещи, поверьте, это колоссальное наследие!
Кроме того, c декабря по инициативе галереи YEMAA был запущен проект кинолектория в Атырау. Предложенную мной программу на 10 выпусков они утвердили сразу же, причем даже такие вещи, которые в столице не решились бы обсуждать. А в галерее не избегают острых вопросов и провокационных тем. Например, я предложил картину “Война против всех”, легкий на первый взгляд фильм, но с серьезной заявкой на разговор о том, где заканчиваются границы толерантности. Мы живем в эпоху нытиков, когда главной фигурой в обществе становится человек обиженный, а обидеться он может на что угодно. И возникает культура запрета: это нельзя, этот обидится, этот заплачет. Но так существовать невозможно! И это серьезный повод поговорить, а такие фильмы - раздражители. Здорово, что они существуют, значит, не утихнет дискуссия о том, что мы живем по придуманным запретам. Юмор, пусть черный и неполиткорректный, способен рушить многие барьеры. Если люди начнут видеть в юморе юмор, они многие вещи станут воспринимать иначе.
Очень надеюсь, что с Атырау у нас сложится долгосрочное сотрудничество. Если все пойдет как задумано, то не исключено, что именно там в этом году состоится реанимация фестиваля “НЕ просто кино” - еще один проект, стремящийся дать зрителю нешаблонное кино.
Ольга КЕЦ, Нур-Султан

