1748

Будущее уже рядом

12-летний Мухаммед НИЯЗ - очередной кибергерой, которого активируют казахстанцы. Это значит, что в конце года он получит экзоскелет и с его помощью научится передвигаться.

Будущее уже рядом
Мухаммед НИЯЗ с мамой Айнур СЕЛБАЕВОЙ.

Это словно картинка из фантастического будущего, когда программное обеспечение и протезы становятся частью человека. И немного из прекрасного настоящего - происходят такие чудеса благодаря неравнодушным казахстанцам и их пожертвованиям.

Мухаммед, как и многие другие его ровесники, обожает динозавров и все, что с ними связано, зачитывается комиксами про Наруто, любит гулять по городу, старается помогать маме по хозяйству. Ну и уж тем более не ждет, что после работы мама сядет проверять у него уроки. Она и не собирается это делать: Айнур СЕЛБАЕВА говорит, что вполне доверяет сыну, знает, что он старательно занимается и вообще вполне самостоятельный человек. Вот и друзей сам нашел в своем новом дворе. Пока переезжали и таскали вещи, мама оставила его одного в коляске - подошли незнакомые дети, завязался разговор, оказалось, интересно болтать и шутить. С тех пор у него появились настоящие друзья.

Мухаммед у Айнур ребенок от первого брака. На седьмом месяце беременности врачи диагностировали гидроцефалию, а после родов выяснилось, что есть еще и грыжа в позвоночно-крестцовой области.

- Меня уверяли, что долго он не протянет либо будет “овощем”, - рассказывает Айнур. - Но, как видите, сейчас интеллектуально он не отстает от своих сверстников.

За этими простыми словами настоящая война мамы за ребенка. Это и бесконечные курсы реабилитации, зачастую за свои деньги, и консультации, и переезд из родного Актау в Алматы, чтобы ребенок на коляске мог посещать специализированный детский сад, а не сидеть дома в четырех стенах. Айнур даже свой шанс на женское счастье использовала с оглядкой на сына:

- С его папой мы развелись, сейчас я уже во втором браке. Все три года, пока мы с будущим мужем присматривались друг к другу, я говорила, что у меня сложная ситуация и ему надо решить вопрос: сможет ли он принять меня с ребенком, полюбить сына таким, какой он есть? Сейчас я вижу, что муж даже больше привязан к сыну, чем ко мне. Я же, как все мамы, строгая, все время что-то требую, а они вместе проводят много времени, общаются. Мухаммед вообще очень общительный, правда, сейчас взрослеет и, как все подростки, немного замыкается в себе. Меня радует, что он философски относится к собственным физическим данным. Как-то на улице чужой ребенок показал на Мухаммеда пальцем, и меня это очень задело. Я не сразу, но спросила сына, как он относится к таким вещам - не обижается? Он сказал, что очень спокойно, ничего страшного в этом нет.

Когда Айнур узнала, что сыну может помочь экзоскелет, она не высчитывала, какова вероятность облегчить состояние, сразу решила: если есть шанс - надо его использовать, и точка. Сбор необходимой суммы - 6 миллионов тенге - проходит через фонд Cyberfund, который уже многим казахстанским детям подарил бионические протезы. Пожертвования для Мухаммеда Нияза собирают на сайте фонда.

- Экзоскелет это не волшебное приспособление, которое моментально возвращает подвижность, - рассказывает разработчик, программист Маулен БЕКТУРГАНОВ. - С ним надо работать. Он, скорее, действует как тренажер и во многих случаях помогает восстановить двигательные функции организма. Например, Мухаммед никогда раньше не ходил и просто не знает, как это делать. А благодаря экзоскелету сможет этому научиться.

Маулен считает, что мы зря воспринимаем экзоскелет и бионические протезы как нечто из будущего. Лаборатории, занятые подобным производством, сейчас есть практически в каждой стране.

Разработчик уверяет, что мы зря не ценим отечественную продукцию. Казахстанские высокотехнологичные протезы по сравнению с зарубежными аналогами изготавливаются из более прочных и качественных материалов и ничуть не хуже, хотя стоят в несколько раз дешевле.

- Я внутри этого процесса и поэтому не воспринимаю бионические протезы и экзоскелеты как фантастику, - смеется Маулен. - Кроме лечебного эффекта есть и психологический. Много раз слышал от взрослых людей, что очень важна сама возможность встать в полный рост, смотреть в глаза собеседнику с той же позиции. Это словно переход в другое измерение для человека, передвигающегося на коляске. Так что для нас это пока больше тренажер, применимый для реабилитации, для работы на подготовленной ровной поверхности зала. Но, я думаю, совсем скоро настанет время, когда экзоскелет сможет замещать и утраченные функции. И мы привыкнем видеть на улице людей в экзоскелетах. Вообще, у нас сейчас много новинок в разработке. Так что будущее уже рядом.

Камила МАХМЕДЖАН, которой тоже помог Cyberfund, уже учится ходить с помощью экзоскелета.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть