Большая игра на газовом поле?
Еще одно уголовное дело по факту повышения цен на сжиженный нефтяной газ начали расследовать правоохранительные органы. На этот раз следствием будет заниматься центральный аппарат антикора, который проверит, какую роль в резком скачке стоимости топлива сыграл председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик ЖУМАНГАРИН, а также его подчиненные.
Почему же скакнула цена? Как уже установлено департаментом экономических расследований по Мангистауской области, причина связана с отменой меморандума, подписанного Министерством энергетики и производителями газа. Согласно этому документу, регион получил особые условия по ценам на топливо. Торги по всей стране разделены на четыре региона - север, юг, запад, восток. При этом поставки в Мангистаускую область шли по более низким ценам. Это приводило к перепродаже определенного объема газа в соседние области, например в Актюбинскую.
Однако осенью 2021 года, когда министр энергетики Нурлан НОГАЕВ был назначен акимом Мангистауской области, в Минэнерго ушла бумага с предложением о ликвидации льгот. Почему новый руководитель региона так поступил - большая загадка, но его бывший заместитель Жумабай КАРАГАЕВ согласился с этой идеей и отменил нижний и верхний порог цен на газ. Эти документы попали всем заинтересованным сторонам, в том числе торговым площадкам, где продают топливо. Поэтому и произошел скачок.
Но понять мотив чиновников очень сложно: то ли они хотели сделать единую цену на газ по всей стране, то ли имели какой-то бизнес-план, который должен был помочь им заработать деньги на повышении стоимости топлива. Теперь в этом пытается разобраться ДЭР, уже добившийся ареста Карагаева (см. “Газовая провокация?”, “Время” от 15.1.2022 г.).
Теперь свое расследование начинает антикор. По нашим сведениям, в этот орган поступило заявление от руководителя Казахстанской топливной ассоциации Болата АУЕТАЕВА в отношении должностных лиц Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), которое было создано по поручению главы государства, о чем он заявил в своем послании осенью 2020 года. И одной из задач, поставленных президентом, было наведение порядка с биржевой торговлей в сфере нефтепродуктов, угля и электроэнергии.
Ну вот порядок и навели: Министерство энергетики сначала установило правила игры на топливном рынке, а потом оно же их отменило, что и привело к необратимым последствиям. И теперь антикору предстоит понять, какую роль в этих событиях сыграло АЗРК и чем занимался руководитель агентства Серик Жумангарин при подписании меморандума и при его отмене. Ведь если специально созданный орган отвечает за честную конкуренцию, то он должен как-то реагировать на появление и отмену разного рода льгот.
Серик Макашевич, похоже, уже сходил на первые допросы и выработал определенную модель поведения. Такой вывод напрашивается после заседания правительства, где Жумангарин довольно неуклюже попытался перевести стрелки на торговые площадки: дескать, именно там действует “несовершенный механизм ценообразования”. Но электронные биржи не являются посредниками и никак не участвуют в ценообразовании. Это просто место, где встречаются покупатель и продавец, а площадка отвечает за анонимность и законность их сделки. Вряд ли глава АЗРК об этом не знает.
Пока уголовное дело зарегистрировано по статье 370 - “бездействие по службе”, то есть неисполнение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, своих служебных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц. Наказание за это преступление - до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы