Доспехи, достойные воинов Абылайхана
Ремесленник из Акмолинской области создает авторские орнаменты
Рустам Яковлев с детства тянулся к истории разных этносов, особенно его впечатляли древние руны и орнаменты. Сегодня этностиль - своеобразная визитная карточка ремесленника. Его работы выполнены в американской технике карвинга - это гравировка по натуральной коже.
Авторские орнаменты кокшетауского ремесленника рождаются на стыке разных направлений и стилей, ему нравятся тюркские мотивы, кельтские, скандинавские, татарские, казахские, арабские элементы. Он любит их комбинировать, по-своему интерпретировать, создавать их симбиоз, стилизовать, адаптируя под конкретное изделие.
После школы Рустам поступил в местный вуз на учителя изобразительного искусства и черчения, потому что интересовался живописью и декорированием. На третьем курсе преподаватель Рустем ШАРИПОВ увлек его искусством художественной обработки металла. Студент стал искусным ювелиром, начал изготавливать национальные украшения ручной работы в традиционных техниках, обрабатывать камни, металл, занялся инкрустацией и гравировкой.
Сегодня у Рустама и его учителя есть совместные работы, сочетающие кожу и металл, - щиты, доспехи. Многие из них стали музейными экспонатами и частью частных коллекций. Самая большая гордость молодого ремесленника - реконструкция доспехов воина, которая выставлена в постоянной экспозиции Акмолинского областного историко-краеведческого музея в зале Абылайхана.
После окончания вуза Яковлев преподавал и в средней школе, и в колледже, и даже в академии. Но потом полностью занялся любимым ремеслом и даже создал собственный бренд.
- На логотипе я неслучайно изобразил стилизованную лошадь. Во-первых, я живу в Кокшетау, и кулагер есть на гербе нашего города. Во-вторых, направленность моего творчества этническая, нашу территорию испокон веков населяли кочевники, а какой кочевник без лошади? И в-третьих, мне безумно импонирует это животное своей грацией и сильным духом. А еще я очень люблю конину, потому что это невероятно вкусное мясо, - улыбается Рустам. - Шрифт разработал в руническом стиле, руны ведь есть и в Скандинавии, и у нас. Меня тянет к таким древним вещам, от которых веет стариной.
Начиная заниматься карвингом, Рустам сразу столкнулся с тем, что во всем Казахстане не сыскать подходящего материала.
- У нас в городе нет кожи КРС растительного дубления, та, что была, грубовата для выделки. Сначала в Алматы заказывал турецкую кожу, сейчас в России и в Белоруссии. Химия нужна для окраски, финиши - для защиты изделия от влаги, все это приходилось заказывать за рубежом через интернет. Конечно, изделия получаются недешевыми, но зато это не ширпотреб. Вручную прошивается седельным швом, а не машинным, как в массовом производстве, - объясняет мастер. - Таким швом делают седла, конную амуницию, поэтому они выдерживают большие нагрузки. Каждый стежок друг друга поджимает, его не так легко распустить даже намеренно.
Неожиданностью для ремесленника было предложение включить его работы в учебник по художественному труду для 8 класса, ведь он давно не преподает. К нему обратилось местное издательство “Келешек-2030” с предложением подготовить для публикации мастер-класс по изготовлению сувенирного изделия из кожи торсыка.
- Приятно осознавать, что даже уже не будучи практикующим преподавателем вносишь посильный вклад в дело образования страны, - признался Рустам Яковлев.
Еще больше погрузился в историю мастер после участия в международном фестивале древних технологий и культурных коммуникаций им. Тура Хейердала Desht-thor, который проходил в прошлом году неподалеку от поселка Айет в Костанайской области. Увлеченные реконструкторы и реставраторы из Казахстана, России и Украины демонстрировали главные технологические и духовные достижения эпохи бронзы, всаднической культуры и цивилизации Золотой Орды. Ремесленники проводили мастер-классы по изготовлению предметов древнего быта - посуды, оружия, одежды и других изделий.
А главное - Рустаму удалось поучаствовать в раскопках некрополя бронзовой эпохи в деревне Новоильиновке.
- Меня потрясло, когда из земли извлекли кусочек керамики, а на нем узоры, - вспоминает житель Кокшетау. - Я испытал неведомые ранее чувства, осознав, что это частичка предмета, который люди использовали четыре тысячи лет назад!
Вот и сам он будто из древности несет сквозь века замысловатые орнаменты, нанося их на современные изделия.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото из архива Рустама ЯКОВЛЕВА, Кокшетау