Как заработать на туристе?
К развитию сферы туризма в Туркестанской области в последнее время приковано всеобщее внимание. Причина тому - миллиардные объемы вложенных в развитие индустрии инвестиций. Туристический потенциал региона сегодня заметно вырос - с этим фактом не поспоришь.
Уже в следующем году в Казахстане обещают ввести целый комплекс мер государственной поддержки для сферы, от которой пока неоправданно ждут высокой доходности. Заниматься внутренним туризмом - значит больше любить родину, чем деньги, грустно шутят те, кто нацелен именно на этот вид бизнеса. Подавляющее большинство туркомпаний сочетают его с туризмом выездным. Продавать соотечественникам туры на зарубежные курорты - дело куда более выгодное.
Те же энтузиасты, кто готов заманивать туриста зарубежного или отечественного в родные края, сталкиваются с немалыми трудностями, преодоление которых им не по силам и не по карману. Получение лицензии, отсутствие специалистов с профильным образованием, острый дефицит профессиональных гидов, тем более англоязычных, жесткая конкуренция с массовыми турами выходного дня в Туркестан по принципу “дешево и сердито” и надвигающийся, как лавина, натиск более сильных конкурентов из Турции, Кыргызстана, Узбекистана - главные проблемы местных туроператоров. Понять, что из перечисленного причина, а что следствие, непросто, так завязано одно на другом.
Учредитель шымкентского ТОО “Экспедиция Юг” Виктория БУХАРЕВА - одна из тех, кто пока не может получить лицензию на занятие туристической деятельностью.

- Начинали мы работать как турагенты. Занимались исключительно внутренним туризмом, охватывая разные направления: охота и рыбалка, походы в горы, конные и джип-туры, паломнический туризм и полеты на параплане. Когда начали разрабатывать собственные туры, столкнулись с тем, что нужно получать лицензию, - рассказывает Виктория. - Требование вполне обоснованное, только выполнить его не можем. Обязательность наличия офиса в век тотального распространения онлайна понять сложно. Особенно когда фокус твоих интересов - жители других городов и стран, которым точно не важно, откуда ты с ними ведешь переговоры. Но даже это можно решить, если бы удалось найти на рынке труда дипломированного менеджера по туризму со стажем больше года. Куда они деваются после получения дипломов в вузах?! Видимо, идут работать в более доходные сферы, потому что во внутреннем туризме им много не предложат - не с чего пока платить хорошие зарплаты. Англоязычные гиды тоже в дефиците. С небольшой группой туристов работаю самостоятельно. Но для больших групп нужны профессиональные гиды, а их в нашем регионе всего несколько человек, и все нарасхват.
Ольга ШАТАЛИНА - один из пионеров внутреннего туризма на юге Казахстана. Ее компания “Туркестан Элит тур” работает десятый год и была удостоена звания лучшей в этой отрасли. Самый худший год, по признанию Ольги, пришелся именно на пандемию. Она же принесла и новые проблемы. Те туркомпании, которые годами занимались загрантурами и не обращали внимания на путешествия внутри страны, из-за закрытых границ срочно переориентировались. Конкуренция резко выросла, а вот качество при этом нет. Алматинским и столичным компаниям неоткуда было взять гидов на юге Казахстана - их на весь регион не больше десяти человек. Номерного фонда тоже не хватало. Турпакета как такового сформировать они не могли. Но волна казахстанских туристов тем не менее хлынула в Туркестан и его окрестности. Желающих съездить в духовную столицу на выходные стали набирать даже водители автобусов, знания которых об истории края сводились к тому, что в мавзолее покоится великий суфий Ходжа Ахмед Ясави. Хорошо, если с гидом договорятся. Нет - везут так. Чисто посмотреть.

- Сегодня Туркестан, как и вся область в целом, весьма интересен с точки зрения туризма, - считает Шаталина. - Еще несколько лет назад картина была абсолютно другой. Теперь есть что показать, где накормить и разместить с комфортом. Все это, безусловно, влияет на увеличение турпотока в область. Но это только первые шаги, и нужно идти дальше.
Только тогда, когда рынок местных туристических услуг заполнят местные компании с собственными турпакетами, будут расти и спрос, и предложение, уверены те, кто сегодня работает на этом рынке.
- Получение лицензии однозначно нужно упрощать снятием ряда требований, - уверяет Ольга Шаталина. - К примеру, офис. Он у меня есть в Шымкенте. Но пригодился лишь однажды - туристам негде было сходить в туалет, пригласила к себе. Кадров с профильным образованием в нашей сфере действительно не хватает. В итоге своего специалиста я вырастила сама: сын скоро получит диплом в сфере туризма. Вот тогда я наконец буду соответствовать требованиям и смогу получить лицензию.

Руководитель управления туризма Туркестанской области Гульмира АХБЕРДИЕВА в получении лицензии туроператорами особых сложностей не видит: было бы желание. Но с тем, что внутренний туризм сегодня довольно рисковый вид бизнеса, абсолютно согласна.
- Легче продать турпакет в Египет, Турцию или Эмираты, получив с каждого тура маржу. Привлекать туристов в страну намного сложнее и пока наименее прибыльно, - считает она. - Единственный способ вывести из тени этот вид бизнеса - обеспечить мерами господдержки, получить которые могут только те, кто работает легально. Субсидии на строительство гостиниц, привлеченных туристов, возмещение затрат на придорожный сервис и на приобретение транспорта начнут действовать уже в новом году. Тогда на рынок туризма придут серьезные инвесторы, потому что продавать впечатления о стране должны профессионалы.
Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Алиса МАСАЛЁВА