Бьёт в голову
На черном фоне белое окно. В нем четыре силуэта - мать и трое детей. А внизу белые ласточки. Автор плаката Канат СЫРЛЫБАЕВ, работающий в стиле минимализма, назвал его “Путь к свободе”. Он посвящен недавней алматинской трагедии. Плакат - это всегда искусство на злобу дня, жанр без компромиссов и реверансов. Яркий, емкий, бьющий без промаха. О будущем этого жанра говорили на международной выставке “Искусство плаката”, проходящей в Алматы.
Идею этой встречи в Союзе художников Казахстана вынашивали очень давно. И вот эта выставка - первая за годы независимости и посвященная ее 30-летию. В экспозиции более сотни плакатов. Их авторы - граждане более чем из десяти стран.
- Мои плакаты, представленные на этой выставке, посвящены проблемам коррупции в нашем обществе, - рассказывает организатор и идейный вдохновитель выставки, член Союза художников Сагидулла АХТАНОВ. - Я уверен: даже в век компьютерных технологий будущее у плакатного искусства есть. А потому в этот жанр нужно привлекать молодых авторов. Более того, считаю, что на улицах наших городов вместо рекламных билбордов нужно размещать агитационные плакаты.
Остановиться и задуматься предлагает зрителю художник из Петербурга Игорь ГУЩИН. Именно возле его работ, очень философских, чаще всего останавливаются коллеги по цеху. Плакат не тот жанр, в котором обычно работает мастер, ему ближе тематика космоса, микромиры. Но специально к выставке Игорь подготовил плакаты, посвященные судьбам художников и их месту в мире.
- Плакат - мощное оружие искусства. Пожалуй, у него даже больше перспектив, нежели у искусства академического. Некоторые плакаты буквально кричат о необходимости перемен. Задача художника - положить начало этим переменам в сознании человека. Сделать своего зрителя честнее, благороднее, человечнее, - считает Игорь Гущин.
О том, что это монументальное творчество, такое популярное еще несколько десятков лет назад, в последние годы было несправедливо забыто, говорит и участница выставки арт-блогер, художник Лидия ДРОЗДОВА. Коллег-плакатистов организаторы искали по всему миру и сделали печальное открытие, что немногие остались верны жанру.
- Плакаты как искусство были актуальны в советские годы. Приоритеты сместились. Но сейчас то время, когда люди часто молчат. За них говорят политики. А когда сил молчать уже нет, приходит плакат. То самое оружие, которое может привести к изменениям, - уверена Лидия Дроздова. - Мы сейчас видим много жанров, далеких от классического искусства - те же муралы или графические работы, выполненные художниками на планшетах. Самое время плакату вновь стать популярным, впитать в себя новые виды технических искусств, стать еще выразительнее.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы