Шынар и “семеро козлят”
Жительница Атырауской области Шынар ЕРКИМБАЕВА с супругом своим примером показывают, что даже в пустынном Жылыойском районе, известном нефтяными месторождениями и отсутствием зелени, можно разводить овец. Правда, воду для них приходится привозить, а шерсть баранью порой… сжигают, потому что девать ее некуда.
37-летняя Шынар вовсе не переживает, что, отучившись в городской школе для одаренных детей и получив потом в колледже диплом бухгалтера, сегодня сводит баланс разве что своему домашнему хозяйству.
- По специальности не работала. Муж ревнивый по молодости был, не разрешал. Я же вышла замуж за первого парня на деревне, из города в район с ним поехала! Трудности не чувствовались. Когда ты рядом с любимым - все нипочем, - признается скромно Шынар, заканчивая кормить овец. У Еркимбаевых отара в 800 голов, плюс 35 лошадей. Для Жылыойского района, где зелень практически отсутствует, держать такое хозяйство чуть ли не подвиг. Почти все жылыойцы прямо или косвенно заняты нефтедобычей, так что наша героиня с мужем выбрали не самый легкий путь.
Шынар говорит, что супруг тяжелую работу взял на себя, а ей помогает подросшая дочь. Их крестьянское хозяйство находится в 90 километрах от поселка Жана Каратон. Воды там нет, хотя глава поселка в курсе об овцеводческом хозяйстве Еркимбаевых. Но пока никакой помощи от властей нет, и Амандыку, супругу Шынар, каждые три дня приходится привозить 24 тонны воды.
- Еще и с дизелем сейчас проблемы, - садится в свою “ниву” Шынаргуль. - А какое стало сено дорогое: один рулон 12-13 тысяч тенге! Наверное, для нас намеренно такие высокие цены устанавливают другие области. Что делать - берем…
По словам Шынаргуль, за 15 лет, что она здесь живет, особых изменений для сельчан в самом нефтеносном районе страны нет:
- Честно, пока я не вижу плюсов, разве что асфальт наконец укладывают в нашем Жана Каратоне. А вот минусов много: дороги неважные, сбои с электричеством, продукты сильно подорожали.
В прошлом году, когда было объявлено о выборах, Шынар задумалась, что проблемы района можно решать на более высоком уровне и, на удивление супруга, отважилась баллотироваться в депутаты Атырауского областного маслихата. Не прошла, но не унывает: есть и другие возможности проявить свою позицию.
По вечерам Шынар со свекровью шьют корпешки. Но это не для того, чтобы нервы успокоить: шерсть баранью девать некуда.
- Ой, это одна из самых больших проблем в нашем регионе! Мы хоть приноровились одеяльца вязать из шерсти. Кому подарим, а что и себе свяжем - семья большая. Но все равно остается много и мы, как и другие жылыойцы, сжигаем шерсть! Это ужасно, но выхода другого нет.
При этом, кстати, в городе по программе ФИИР была запущена фабрика по производству шерстяных одеял, и она долго простаивала. Почему бы фабрике не закупать шерсть у районов - в выгоде останутся все, уверена наша собеседница.
Шынар рассказывает про свою семью:
- У нас четверо детей, два сына и две дочки. Старшему 15, и он уже знает, кем станет: в ветеринары собирается. А что, профессия нужная, дефицитная. Только бы на пользу пошло. Так хочется, чтобы из сел не уезжали: здесь жизнь, несмотря на проблемы, все же интересная, - отмечает Шынар.
Ей пора отгонять овец, она ведь еще и пастух…
Надежда ШУМИЛИНА, Атырау