1743

Наш Достоевский

200-летие писателя отмечают в Казахстане неспроста: Федор Михайлович Достоевский жил в ссылке в Семее, дружил с Чоканом ВАЛИХАНОВЫМ, и даже есть мнение, что именно под небом номадов пережил духовное перерождение. В числе событий, посвященных юбилею, документальный фильм “Ваш весь Федор Достоевский”, презентация которого прошла в Алматы в день рождения классика.

Наш Достоевский

Сразу предупредим: этот фильм пока не будут выкладывать для широкой публики. Он оказался до того необычным, нестандартным и завораживающим, что авторы планируют сначала показать его на нескольких международных кинофестивалях, так что впереди еще громкая мировая премьера.

На премьере посетителей встретил сам Федор Михайлович - актер, исполнивший его роль. Это Владимир БЕЛЯЙКИН - российский актер, режиссер, педагог, исследователь и почитатель Достоевского. Человек, который, по его собственному признанию, к участию в фильме пришел уже хорошо подготовленным и в фильм привнес много себя, своих мыслей о писателе и не только. Так, например, Достоевский… бьет чечетку. Это конек самого Владимира и казахстанского режиссера фильма Константина ХАРЛАМПИДИСА.

Владимир Беляйкин и Константин Харлампидис (справа).

- С Казахстаном меня связывает многое, - рассказывает Владимир. - Я служил здесь в армии, а в 90-е годы выступал в дуэте с Константином как чечеточник - так мы зарабатывали деньги.

Казахстанская съемочная группа проследовала по пути писателя, который он совершил с 1854 по 1959 год, естественно, с акцентом на семипалатинском периоде. Именно в этом городе было написано несколько произведений, и, главное, здесь произошло духовное возрождение писателя. И помогла этому дружба с Чоканом Валихановым, которого Достоевский называл братом.

- Два выдающихся человека - русский писатель, мыслитель и философ Достоевский и казахский ученый, путешественник и просветитель Валиханов - как будто оживают и обращаются к нам сквозь время, - уверен исполнитель роли Валиханова, руководитель Карагандинского русского драматического театра им. Станиславского Дунай ЕСПАНОВ. - Темы, о которых рассуждали в свое время Достоевский и Валиханов, волнуют и наше поколение.

В создании фильма активно использовались дневники и письма Федора Михайловича. Авторы создали настоящую кино­историю о жизни Достоевского в Казахстане.

- Мы хотели понять, на чем основывалась дружба Валиханова и Достоевского, - откровенничает режиссер. - Отступления от фактов нет, но способ подачи, рассказа истории - авторский. Картина призвана оживить, воссоздать события тех лет, чтобы еще глубже погрузить нас в космический мир Достоевского.

Владимир Беляйкин уверен, что именно период жизни в Семипалатинске, после освобождения из острога, - это то время, когда были обузданы внутренние бесы, когда пришло понимание любви, когда сложилась философия писателя.

Съемки фильма проходили в Семее, Омске, Санкт-Петербурге, Москве. В кадре можно увидеть российскую актрису Ирину КУПЧЕНКО, известных музыкантов, украшает фильм знаменитый хор Афонского подворья Санкт-Петербурга. Вообще звучит много музыки, есть даже старинные русские песни каторжан… Словом, это не скучноватая документалка с экспертами и архивными документами, а фильм, который будит воображение и заставляет идти за Федором Михайловичем. Который как писатель именно сейчас переживает настоящий бум, по заверению Беляйкина.

- Наверное, именно моя увлеченность Достоевским дала мне такой шанс - сыграть его в документальном фильме. Это сама судьба. Я стараюсь не сниматься в сериалах, потому что потом было бы стыдно перед студентами. А вот за Достоевского мне не стыдно. У меня много любимых цитат этого писателя, некоторые главы его произведений я просто читаю со сцены. Все, что связано с ним, для меня священно. И не только для меня. Один из моих студентов, который родом с Востока, рассказал, что арабский мир без ума от Достоевского, потому что именно он добрался до сути человеческой, до глубинных противоречий. И ясно, что силой тут ничего не сделаешь, только любовью, только пониманием можно изменить человека и мир.

Владимир подчеркнул, что не было задачи делать точный портретный грим и вообще копировать внешнее сходство с писателем. Гораздо важнее было проникнуть в его духовное поле и заинтересовать зрителей биографией и мыслями Достоевского.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее