2719

Люди из стали

Среди участников национального чемпионата Казахстана по бодибилдингу, который прошел в Таразе, всеобщее внимание привлекли ребята из Алматы. Они выступали вне конкурса, но оваций и восхищения получили не меньше победителей. Своими накачанными мускулами они продемонстрировали, что инвалидность не преграда на пути к совершенствованию своего тела.

Люди из стали

Накануне чемпионата мы побывали на тренировке парабодибилдеров. Тренажерный зал в алматинском микрорайоне “Коктем-2” - единственный, где люди с инвалидностью могут заниматься бесплатно.

Для людей с ограниченными возможностями добраться до спортзала - уже подвиг. Первый уровень квеста - дозвониться до инватакси. Второй - если вызвать спецтранспорт не вышло, забраться в общественный городской. Ну и третий - попасть в зал для занятий. Как правило, тренажерки в Алматы открывают в подвалах или на верхних этажах зданий - там аренда дешевле. Пандусов и специальных лифтов нет, нет и удобных туалетов и раздевалок для лиц с инвалидностью. Тормозит стремление заниматься спортом и цена абонемента.

Поэтому, когда мастер спорта и абсолютный чемпион Казахстана по бодибилдингу, а также вице-чемпион Кубка Восточной Европы и Беларуси Александр ЛЕГЕНЬЧУК открыл зал, удобный для тех, кто передвигается на коляске, а еще объявил, что занятия в нем бесплатны для лиц с инвалидностью, это место стало настоящим центром парафитнеса в городе.

Сегодня здесь, кроме нормо-типичных посетителей, постоянно занимаются около 30 человек с особыми потребностями. У каждого свой диагноз. Изначально Александр хотел открыть зал именно для тех, кто передвигается на коляске, - остальным людям с инвалидностью все же проще найти себе место для занятий спортом. Помещение на первом этаже искали долго. Нужна была удобная входная группа. А когда такой зал нашелся, оказалось, что его площадь большая и денег не хватит. И тогда Александр взял кредит под залог своей квартиры. Зал и пять специальных тренажеров - это основная статья расходов. Однако кредитные деньги таяли, съедаемые мелочами. Как только ремонтники узнавали, что нужно оборудовать душ или туалет для лиц с инвалидностью, ценник на услуги взлетал.

- Это стало неприятным открытием, но все, что делается для людей с инвалидностью, превращается у нас в бизнес! - возмущается Александр Легеньчук. - За откидывающийся поручень в санузле попросили 180 тысяч тенге! А за то, чтобы отвести команду наших особенных спортсменов на соревнования в Тараз на частном инватакси, - 200 тысяч!

Адильжан БАРАТОВ приходит в зал LegenDА три раза в неделю. Этот улыбчивый парень и сам легенда местных тренеров. Лихо подруливает к турнику и просит закинуть его наверх.

Параспортсмены рады возможности заниматься бесплатно.

- Раз, два, три… Пятнадцать! - считаем мы. А всего четыре месяца назад он мог подтянуться всего раз пять - не больше. Смеясь рассказывает, что и во время прогулки с друзьями не пропускает ни один турник. И легко обходит товарищей в этом умении. А ведь друзья у него - все обычные ребята. У Адильжана - ДЦП. Спортом увлекся еще в подростковом возрасте после фильма с Арнольдом Шварценеггером про бодибилдеров. А еще документальной истории о парне, занимающемся спортом без обеих ног.

- Но у меня-то ноги есть! Значит, смогу, - решил парень и начал искать зал. Помог в поисках водитель инватакси, который и сам ходит сюда.

Адильжан - крепкий орешек. Администраторы рассказывают, что многие из звонивших им людей с инвалидностью так и не пришли в зал, потому что не собрали все нужные справки или не сумели дозвониться до инватакси. Адильжан смог. И даже добился того, чтобы его возили в спортзал. Хотя обычно стабильный график посещений составляют только для работающих или учащихся. Но когда машин нет, он может приехать и на общественном транспорте.

- В ста метрах от моего дома есть тренажерный зал, и я там занимался, - рассказывает постоянный активист по оценке доступности городской среды и участник Алматинского марафона Максим ВИНОГРАДОВ. 

Максим ВИНОГРАДОВ.

- Но цена - 50 тысяч тенге за три месяца! Это ощутимо. На самом деле потребность в таких залах в городе очень высока. Важна доступность для нас, в том числе и финансовая.

Мария САЖНЕВА на коляске передвигается уже девятый год. Это последствия аварии, в которую она попала вместе с супругом, когда ее сыночку было всего 2 месяца 10 дней.

Мария САЖНЕВА.

- Реакция в первые минуты после аварии была - как я буду заниматься ребенком, ведь я не чувствую ног?!

Сегодня, вспоминая ту поездку за подгузниками, перевернувшую ее жизнь, Мария спокойно улыбается:

- Помню, как быстро приехала “скорая” и две женщины аккуратно положили меня на носилки и спросили, резать ли кожаную куртку. Мне было ее так жалко! Попросила аккуратно снять.

Мария рассказала, что отчаяние накатило уже после первой операции. Прикованная к постели женщина не могла повернуться - помогала мама. И так около пяти месяцев.

- Помог мой сынок - я его даже укачивать сама научилась, - признается Мария.

Результат восьмилетних усилий и работы над собой - Мария может немного ходить, подниматься по лестнице. В зал, говорит, приходит пешочком - всего-то пять остановок.

- Жить захочешь, научишься вертеться! - смеется Мария. - Здесь поблизости учится и мой ребенок, я вожу его в школу, в третий класс. Научилась справляться сама - через некоторое время после аварии мы расстались с супругом. Обид уже не держу. У него своя семья, у нас с сыном - своя.

Мария занимается сыном, восстанавливает свое здоровье и находит источники заработка, которые принесут доход даже сидящему дома человеку. Из последнего освоенного - украшения ручной работы.

- Все зависит от нас, - уверена Мария. - Я встречала много людей в коляске, сложивших руки и махнувших на себя. Но я себе позволить этого не могу - мне нужно поднимать ребенка. В быту я совершенно самостоятельная. А на зиму хочу купить себе специальную приставку для коляски. С помощью нее буду ездить, как на мопеде.

Руфик ТЫНЧАРОВ в спорте уже шесть лет. Травму, после которой он оказался в инвалидной коляске, получил в 2002 году на работе при демонтаже старой металлоконструкции.

Руфик ТЫНЧАРОВ.

- Поторопился, не рассчитал и по своей вине попал под металлолом, - рассказывает Руфик Тынчаров. - Через пять лет продал дом и сделал себе операцию в Китае -

там исправили искривление позвоночника. После этого пошли улучшения. Занялся пауэрлифтингом, легкой атлетикой, теперь парабодибилдингом. Дальше - больше: уже три месяца сижу на правильном питании. Сбросил семь килограммов и чувствую себя на 30 лет, хотя мне 47.

Руфик женат уже 12 лет. Супруга во всем его поддерживает. Единственное, что принимает с трудом, - это новую диету. По городу мужчина передвигается на автомобиле. Сейчас работает инспектором по доступности городской среды для лиц с ограниченными возможностями.

- Конечно, с людьми с особыми потребностями нужно и заниматься особенно. Поддерживать, мотивировать, - объясняет тренер Ильдар ВАЛЕТДИНОВ. 

Тренер Ильдар Валетдинов помогает Адильжану Баратову подняться на турник.

Он и сам паралимпиец, имеет инвалидность по зрению. И с особенными посетителями зала работает с душой - помогает подняться на турник, сгибает и разгибает руки и ноги. - Моя задача ребят не перегрузить. Они большие молодцы.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть