5433

Огонь! И - в воду!

Перескочить через глубокий ров, изящно обойти “затаившиеся” на дороге мины и пустить вплавь 13-тонную железную махину. В Национальной гвардии выбрали лучшего водителя и лучший экипаж БТР.

Огонь! И - в воду!

Соревнования по вождению военной грузовой техники и управлению БТР на суше и в воде проходили на базе учебного центра воинской части 5574 близ поселка Жетыген. В заключительном этапе смотра-конкурса участвовали военнослужащие Национальной гвардии со всего Казахстана: четырех региональных командований, а также воинских частей непосредственного подчинения. До этого отборочные этапы конкурса проходили на базе воинских частей, региональных командований.

Состязания продолжались три дня. На старте гвардейцы соревновались в первичной медицинской подготовке, знании технических характеристик военной техники и ее эксплуатации, провели дневные и ночные стрельбы. Но самые эффектные баталии оставили напоследок. Для экипажей КамАЗов - сложная трасса длиной в 5,2 километра с целой полосой препятствий. Для БТР - испытание землей, огнем пулемета и водой. Вододром - гордость учебного центра регионального командования.

- Такого сооружения нет ни в одной воинской части Казахстана, - рассказал нам заместитель главнокомандующего Национальной гвардией по технике и вооружению полковник Кон­стантин ВОРОНКИН. - Кроме того, у нас есть тренажеры по грузовой технике, “Тигру”, “Уралу”, КамАЗу. И групповой тренажер для штатного экипажа БТР - командира отделения, водителя-механика и стрелка-наводчика. Лишь после отработки навыков на тренажере военнослужащие допускаются к реальной технике. Безопасность людей превыше всего.

Полигон близ Жетыгена новый, его построили всего четыре года назад. Но здесь есть все для боевой практики: железнодорожный и авиационный участки, макет деревни и города, а также модульная квартира со стенами, меняющими свое расположение - для отработки антитеррористических учений. Идеален полигон и для конкурса рулевых. Помимо природного ландшафта военные инженеры нашпиговали его хитрыми препятствиями: участками дороги с извилистыми поворотами, туннелями и рвами, проездом по косогору. Важно помнить: участвуют в таких конкурсах военнослужащие не диплома ради, но чтобы совершенствовать свои навыки, прокачивать мастерство.

Расположились гости конкурса, который проходит уже более десяти лет, по-военному атмосферно - в палаточном лагере. Условия максимально приближенные к боевым. Это тоже особый психологический прием. Тяготы военной жизни закаляют, оттачивают характер бойца.

На танкодроме пыль столбом - КамАЗы готовы к старту. На конкурс выделили две машины. В этом тоже есть загвоздка - свою-то машину водитель знает как родную. Но волноваться некогда. У военных конкурсов особый флер. Под бравурные ритмы оркестра вперед, на трассу. Один за другим экипажи проходят и коварную “восьмерку”, и узкий проезд, не “подорвавшись” на минной растяжке.

На следующем препятствии махина сначала ухается в ров перед­ними колесами, рычит от натуги мотор, и КамАЗы один за другим преодолевают дорожную закавыку. Но то ли трассу раскатали предшественники, то ли водитель допустил ошибку, но КамАЗ, смяв бампер, как фольгу, провалился в траншею передними колесами. Зря водитель, волнуясь, давал газу - только больше закапывался в песок. На выручку пришли соперники. Зацепили лебедку, дернули - можно продолжать сос­тязания.

Лучшим водителем на этапе стал старший сержант Бауыржан АХМЕТКАЛИЕВ из воинской части 6654. Серебро и бронзу разделили водитель воинской части 5573 старший сержант Жандос БАБАТАЕВ и водитель воинской части 5516 регионального командования “Орталық” ефрейтор Максат НАХАНОВ.

Теперь на старт выруливают БТР. Особенность этих соревнований в том, что экипажи не работают друг с другом постоянно. В их составе как военнослужащие по контракту, так и солдаты-срочники, прошедшие специальную подготовку и допущенные к такой сложной технике. И тем не менее работать экипажи должны, как один человек. 13-тонная махина не простит ошибки. Особенно на воде. Перед стартом - тщательнейшая проверка всего оборудования, чтобы не случилось просачивания жидкости. На берегу выстроились в шеренгу солдаты-срочники. Сегодня они смотрят мастер-класс от опытных товарищей. Через два месяца, после сдачи экзаменов, и сами окажутся в составе экипажа. Один за другим входят в воду БТР и плывут по водной глади. Глубина вододрома - 4 метра, длина около 100. Есть в нем и узкие участки пути - для тренировки маневренности. Удержать БТР на воде гораздо сложнее, чем на суше. Становится иной рулевая чувствительность, одно неверное движение - и машина взбрыкнет. Так и выходит - один экипаж слегка задевает бортом стену вододрома.

- Кроме вододрома, экипажам БТР нужно преодолеть ров, колейный мост, отработать подъем и остановку на скорости, а также ведение огня, - перечисляет заместитель командующего регионального командования “Оңтүстік” по технике и во­оружению подполковник Игорь ПОПОВСКИЙ. - Оценивается и скорость передвижения экипажей, и класс прохождения элементов.

Трассу состязаний изменяют каждый год. И выходят на нее участники без тренировки и раскачки. Максимум, что разрешено, - прогуляться до старта по трассе пешком, на глаз оценить маршрут.

По итогам конкурса лучшим экипажем БТР была признана команда Петропавловского военного института Национальной гвардии. Второе место взял экипаж воинской части 5512 регионального командования “Шыгыс”. А бронза досталась хозяевам конкурса - экипажу воинской части 6698 регионального командования “Оңтүстік”.

Победителей наградили дипломами и кубками, памятными подарками, а солдаты-срочники, участвовавшие в соревнованиях, получили наручные часы с гравировкой.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область

Поделиться
Класснуть