1384

Муки творчества

Не нефтью единой, а руками своих граждан и их мозгами, которые нужно тренировать еще с детства, куются успех и процветание страны, считает алматинец Николай ГЛОТОВ. Работе с детьми в изостудии и обучению их моделированию он посвятил несколько десятков лет.

Муки творчества

Николай считает работу в детской библиотеке имени Бегалина золотым временем. Там, в Бегалинке, были у него настоящий простор для творчества, стабильное финансирование спонсоров и, соответственно, большая отдача от детей. С горечью рассказывает Николай Васильевич, как пришлось потом уходить во Дворец школьников и там все финансовые вопросы решать уже самому. Но его специфическое и довольно затратное ремесло - моделирование - оказалось и там за бортом. Пришлось снова передислоцироваться. На этот раз поближе к целевой аудитории - в школу.

В изостудии и кружке моделирования при школе № 121 Николай Глотов работает уже 11 лет. Школьная администрация поддерживает педагогов кружка (их трое) и даже готовит к предстоящему учебному году для них новое помещение - побольше. Средняя группа на занятиях - около десяти человек. Парадокс, но моделирование пользуется большим спросом у девчонок.

- Современные мальчишки не особо-то умеют инструмент в руках держать, - считает Николай Васильевич. - Меня поразила реакция родителей, когда мои ученики работали на сверлильном станке: они снимали их, как будто это что-то из ряда вон выходящее - дитя трудится!

Современного ребенка удивить и заинтересовать крайне сложно - конкурировать со смартфоном мало кому удается. Бывало, за большим столом, заставленным “полуфабрикатами” для поделок и инструментами, Николай Васильевич сидел один - ученики забывали про занятия. Но Николай Глотов не сдавался и все же смог достучаться до детей.

А иногда и до их родителей. Наш собеседник показывает картину, написанную мамой одного из учеников. Женщина посетовала, что в ее возрасте по кружкам ходить уже поздно. Педагоги восприняли это как вызов и тут же усадили “негабаритную” ученицу на школьный стул. Через несколько занятий ее работа - натюрморт в морском стиле - была закончена. Сегодня эта картина - один из сотен местных экспонатов.

Все они, объясняет Николай Васильевич, собственность детей. У него даже хотели выкупить некоторые картины для интерьера гостиницы за границей. Предлагали хорошие деньги. Не продал принципиально. Это гордость родителей. Одну из учениц Глотова Аделину ЛАТЫПОВУ водил на занятия дедушка, искренне восхищался успехами внучки. Ее поделку - яркую птичку - особенно любил. Когда дедушка внезапно оставил этот мир, родные приняли решение похоронить его вместе с этой птичкой.

Николая Васильевича много таких историй - как пускали кораблики по алматинским арыкам и самолетики с огромных сугробов в Алматы. Каждого своего ученика он помнит и очень расстраивается, если ребенок вдруг бросает занятия в кружке. Но однажды учитель сам выгнал с занятий всю группу. За воровство. Сначала мальчишка украл чужую поделку, потом украли телефон у самого Николая Васильевича. Пришлось попрощаться со всей компанией.

Проследить за судьбой воспитанников у Николая Васильевича не всегда получается - большая текучка. Но одним учеником гордится - Володя ВЕСЕЛОВ пошел по изобретательской стезе. Модифицированный им кондитерский шприц был даже отмечен на специальной выставке.

Под самым потолком маленького кабинета - все, что летает или хотя бы машет крыльями. На шкафу разместился настоящий аэродром - самолетики из потолочного пенопласта. Прикольная штука, кстати. Летают, запущенные из специальной рогатки, метров на двести и в полете делают мертвую петлю. Ракеты, которые взмывают в воздух с помощью насоса. А вот самая яркая фишка Николая Васильевича - воздушные змеи разных форм и размеров. Глотов едва ли не единственный в Алматы учит детей мастерить их и проводит мастер-классы по запуску. По его словам, самое важное условие в успешном рождении змея, способного к полетам, - симметрия рамки, которая будет поддерживать баланс с двух сторон на ветру. И главное - не вкладывать много ожиданий в хвост - с тяжелым змей просто не взлетит. А еще нужно уметь слышать ветер…

тесноватой каморке будто возвращаешься в детство - Николай Васильевич дает поиграть с фанерными фигурками, которые, подчиняясь законам физики, стучат молотками, спускаются по лестнице и ковыляют по трапу. Рядом со старыми знакомыми Винни-Пухом, Волком и Зайцем из “Ну, погоди!” и новые любимцы детей - чудаковатые монстры. А еще “артисты” кукольного театра, которых дети сами смастерили, чтобы поучаствовать в постановке. Идеи будущих поделок Николай Васильевич черпает повсюду, увидев что-то интересное, старается идею доработать и усовершенствовать.

- Государственной программы для работы изостудий в нашей стране, к счастью, нет, - рассказывает Николай Глотов. - Мы интуитивно подбираем то, что заинтересует детей. И замечательно, что не нужно ни под кого подстраиваться.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива Николая ГЛОТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть