1768

Чтоб не пропасть поодиночке

Медеуский социальный центр многодетных матерей “Бакытты Отбасы” работает уже год. Помог ли проект кому-то конкретно?

Чтоб не пропасть поодиночке

Такие центры задуманы как инструмент помощи многодетным мамам. Поэтому меньше всего мы здесь ожидали увидеть солидного агашку, занятого переделкой детских джинсов. Бахыткали МУХАМЕТЖАНОВ аккуратно специальным ножом распарывал шов, чтобы сохранить побольше ткани. Внучка выросла из штанишек, но еще могут получиться замечательные шорты с цветными отворотами. А из обрезков можно скроить модную сумочку.

- Я по образованию врач, - смеется Бахыткали, - сейчас уже на пенсии, вот и занимаюсь любимым хобби. С детства любил шить, этому меня научила бабушка. А когда теще сшил своими руками платье, так она на все праздники, на все тои ездила только в нем. Дома у нас две машинки швейные есть - и ручная, и электрическая. Но я все равно с удовольствием пришел сюда, в центр, чтобы профессионально научиться делать многие вещи.

Второй повод для удивления связан с географией центра. Он имеет сразу два офиса в одном из самых престижных районов города: тут и деловой сити, и самые дорогие спальные кварталы. Вряд ли их обитатели нуждаются в помощи…

- На самом деле вы забываете о недавно присоединенных к городу территориях, - вздыхает руководитель центра Толкын САМЕТОВА. - Дачные поселки стали частью Алматы. Как раз в них оседают люди с многочисленными проблемами: многодетные, переселенцы, приехавшие в город в надежде как-то устроиться здесь. Те, кто вынужден снимать самое дешевое жилье, готовы терпеть неудобства в надежде наладить жизнь. Проблем так много, что для их решения пришлось создать коалицию с другими общественными объединениями, работающими в Медеуском районе города.

Нам с удовольствием показывают помещение, в котором опытные мастерицы шьют корпешки и учат этому других женщин. Работать здесь гораздо легче, чем дома, где обычно нет места. Зачастую хозяева арендованных квартир не хотят, чтобы многодетная семья еще и мастерскую открывала. Здесь же, обучившись, лучшие курсанты сами становятся тренерами, а потом, набравшись опыта, начинают свой собственный бизнес.

- Сидя дома, свое дело открыть сложно, - делится мастерица Айгуль ДЮСЕНБАЕВА. - Например, у меня четверо детей, в том числе дочка-инвалид. Сейчас с дочкой помогает мама мужа. Может быть, им не нравится, что я мало времени уделяю домашнему хозяйству, но деньги дома очень нужны.

Руководитель центра с удовольствием показывает фото будничных моментов, объясняет, что в день центр обслуживает 70 человек.

Но за этим бодрым рапортом угадывается совсем другая жизнь. С выездами на место, обследованием жилья и конкретных семей, с виртуальными совещаниями всего сообщества фондов района и чиновников, решающих, как помочь той или иной семье. Прежде чем учить бизнесу, многих приходится выводить из кризиса…

- Сначала картину составляет психолог, мы, в свою очередь, решаем какие-то бумажные вопросы, а их обычно очень много. Люди, переехавшие в город, не могут получить прописку, целая армия мошенников кормится на их неграмотности: предлагают прописку за деньги, причем немалые, прописывают на неделю и сразу выписывают. Кто-то обе­щает даже АСП (адресная социальная помощь) оформить за деньги. Бывает, что люди не могут официальным путем оформить пенсию или инвалидность, иногда даже дети оказываются без документов. Мы помогаем решить бумажные вопросы, потом уже думаем, в каком бизнесе семья может найти себя, чему лучше обу­чить. Наша аудитория - это люди, получающие АСП, те, кому надо помочь выбраться из сложных обстоятельств. Есть среди них и пенсионеры, и одиночки, совсем необязательно только многодетные мамы, хотя это самые частые потребители наших услуг.

Толкын, мама четверых детей, просидела семь лет дома в декретном отпуске и, как сама шутит, захотела найти работу попроще. Можно ли сейчас найти работу? Можно ли женщине зарабатывать и при этом не обделять семью? Толкын уверена, что можно, и с готовностью рассказывает про самые свежие кейсы.

- Второй наш офис мы на лето переориентировали под занятия с детьми. Дело в том, что, когда мы спрашиваем мамочек, хотят ли они сами учиться или предпочитают, чтобы дети получили какие-то полезные навыки, они в один голос выбирают второе. Вот мы и решили летом, во время каникул, максимально поработать с ребятами. Например, я нашла потрясающего парня. Дулат РАМАЗАНОВ обучает подростков ремонтировать телефоны. Понятно, что большинство детей из опекаемых нами семей пойдут в сферу обслуживания. Так почему уже сейчас не обучить их какому-то ремеслу? Наш тренер двух учеников взял в помощники и платит им за каждый рабочий день. Я очень горжусь этим проектом. Все центры начинали со стрижек и маникюра, но надо двигаться дальше, надо следить за рынком востребованных профессий. Вот мы, например, большое будущее видим за кейтерингом, обслуживанием застолий. Это же очень выгодно и удобно: принять заказ, закупить продукты, красиво нарезать, подготовить, оформить, причем привлекать можно своих детей, затем выехать к заказчикам накрыть стол. Услуга стала востребованной именно во время карантина, когда люди не могут пойти в ресторан, но хотят у себя дома устроить праздник за красиво накрытым столом. Каждая женщина может этим заниматься! Но мы не просто обучаем девочек, мы помогаем им создать команду, с которой они будут дальше работать. Вообще, у нас столько неожиданных интересных примеров бизнеса. Например, многодетная мама Ляззат КАРИБЖАНОВА еще и детей увлекла. В итоге каждый нашел дело по душе: плетение браслетов, изготовление погрызушек для грудничков, ведение соцсетей. Мы теперь только наблюдаем, как здорово у них все получается.

Кроме ремесла в центре обучают, как вести соцсети, как общаться с клиентами, как продавать изделия. Проводят встречи, во время которых успешные предприниматели рассказывают про свой жизненный путь, учат правильно рассчитывать семейный бюджет и не рисковать напрасно.

Кстати, по мнению Толкын, закредитованность и не­умение рассчитывать свои финансовые силы - одна из главных проблем социально неблагополучных семей. Свежий пример: муж собирается таксовать, берет кредит на машину, а тут начинается карантин, и заработать не получается, еще и машину отбирает банк за задолженности по кредиту. Тем не менее долг висит, блокируются карточки и счета, проблемы нарастают как снежный ком.

- Подобных случаев в нашей практике несколько. Чтобы помочь семье, мы договариваемся с банком, выбираем ту сумму, которую семья реально сможет выплачивать за кредит и при этом нормально жить. Находим компромисс. Потому что проблемы каждой семьи индивидуальны, и каждый раз надо разбираться, чтобы помочь действительно изменить жизнь.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть