Зажигай!
Как мы играли с огнём
Вряд ли сегодня можно найти человека, который не знает, что такое фаер-шоу. Смотрели по видео и вживую, хотели заказать на той в качестве подарка, да цены кусаются… Насколько сложно овладеть этим мастерством новичку? Мы нашли в Алматы человека, который не только устраивает для зрителей феерическое шоу, но и при желании может научить зажигать любого. Для чистоты эксперимента я решила крутить огонь сама - без долгих курсов и спецодежды. На экстремальный курс обучения и одновременно интервью у нас был час. И если вы читаете эти строки, значит, что-то у меня получилось.
В Алматы в жанре огненного искусства (термин “фаерщик” считается в сообществе обидным) сейчас работают несколько команд. Иногда, если поступает заказ на шоу с большим количеством артистов, коллективы набирают новичков непосредственно под него. Обучение для всех желающих практикует Ирина БРЕДИХИНА или Ирис ЛАВА, как известна она зрителям. Но зачем людям учиться крутить огонь?
- Версий много, - загадочно улыбается гуру (хочется называть ее так, уж очень специфические знания она передает. - Ю. З.). - Для кого-то это испытание своих возможностей, победа над страхами, козырь в рукаве на будущее. Я слышала даже, что если крутишь огонь, то проводишь в своем теле и биополе мощную чистку от негатива. Мне даже предлагают совместить мои уроки с духовными практиками.
За разговором мы выходим на площадку, где, собственно, и будет проходить обучение. “Дрессировка” огня - особый жанр, требующий соответствующей дислокации. Сегодня она у нас шикарная - вид на вечерний город и бассейн на уступе. Туда же можно будет занырнуть, если эксперимент выйдет из-под контроля.
Как новичку, мне, разумеется, выдают самый простой тренировочный реквизит - смешные полосатые гольфы с набитыми крупой носками. Крутить их безопасно. Даже если саданешь себе по лбу, шишка будет небольшой. Называются эти штуки так же, как и вполне себе боевой снаряд, - пои. Зажав их между средним и указательным пальцем, пробую сначала раскрутить их вперед. Принцип - как при прыжках со скакалкой.
- Руки должны быть расслаблены, - советует Ирина, видя, с какой яростью я пытаюсь усмирить непокорные пои. - Завтра будут болеть мышцы, о существовании которых вы и не подозревали.
А вот и первое задание - теперь пои должны двигаться назад. Пробую и тут же получаю и в лоб, и по лодыжке, и чуть ниже пояса. А Ирина не сдается: теперь снаряд в каждой руке должен выписать восьмерку. Не знаю, что там с восьмеркой, но завязать пои этим упражнением в узелки у меня получилось. Развязываю и снова за дело. Новая вводная - фаер-артист должен работать в плоскости, выгодной зрителю. Ирина предлагает представить себя в узком туннеле. Помогает. Траектория движения шариков приобретает более выразительные очертания.
Но раз уж наша тренировка проходит на быстрой перемотке, мне вручают тренировочный снаряд посерьезнее. Здесь шарики закреплены на цепях. Они и по весу тяжелее, и материал схож с рабочим инструментом. Кстати, он у артистов огненного жанра многоразовый - изготовлен из кевлара или керамошнура.
Реквизит Ирина и ее молодой человек и партнер по шоу Равиль изготавливают сами. И даже продают его ученикам и конкурентам. Несмотря на то что обучиться искусству крутить огонь хотят многие, в ремесле остаются не все.
- Остаются те, кто действительно зажжен, - смеется мой гуру. - Буквально на днях я выпустила девочку, которая пришла в огненное шоу после прослушивания песни любимого исполнителя. Она прошла первый базовый месячный курс и, в принципе, уже вполне может выступать. Но будет ли на этом зарабатывать, не знаю.
Очень важен, отмечает Ирина, бэкграунд ученика. Если в жизни присутствуют гимнастика и спорт, результат будет просто огонь. А вот у меня тело и мозг в процессе тренировки сотрудничать отказываются.
- Не спешите! Здесь замечательная возможность потренировать терпение и поучиться принимать себя, - голос Ирины звучит успокаивающе.
Снижаешь планку требований к себе, увлекаешься процессом, и вуаля - шарики-то крутятся! Вхожу в азарт и интересуюсь, когда мне вручат зажженный инструмент. Вообще, для получения корочки о прослушивании фаер-курса необходимо заниматься не меньше месяца по два раза в неделю с тренером да еще крутить-вертеть снаряды дома. Но Ирина обещает доверить нам огонь и как бы между прочим рассказывает, что однажды у нее на выступлении загорелись волосы на голове.
- Есть расхожее мнение, что волосы вспыхивают соломой, это не так, - поясняет Ирина. - Шевелюра плавится. Я почувствовала, что меня кто-то похлопывает по голове - это ликвидировали очаг возгорания. Потом я, конечно, вытащила клок волос. Но ожога не было. Делая работу над ошибками, пришла к выводу, что реквизит перед выступлением недостаточно встряхнули. Хотя это важная часть техники безопасности фаер-шоу. Горючие капли могут полететь в зрителей, артистов, поджечь траву. Может подуть ветер - он для артистов с огоньком враг. А еще никакого алкоголя. Ошибка партнера может стать травмой для напарника. Один знакомый обжег руку. Обычно на выступление мы надеваем перчатки или специальные наручи. Ведь реквизит из цепей, а при длительных выступлениях металл нагревается. С огнем не шутят!
Мы начинаем зажигать. Для начала вымачиваем рабочий инструмент в горючей жидкости. Это нужно сделать аккурат перед выступлением. Раньше и для выдувания огня, и для его вращения артисты использовали авиационный керосин. Эта жидкость страшно вредна для зубов и слизистой. Современные факиры перешли на парафиновые жидкости, которые используют для розжига мангала.
Реквизит горит от 3 до 10 минут. И вот уже в моих руках горящие пои на цепях. Я боялась, что обнаружу в себе страх огня. Победить его удается не всем. Это, кстати, главная причина, по которой уходят из фаер-шоу. Но мне ни капельки не страшно. Правда, туннель, в котором я должна стоять в своем воображении, чтобы движение реквизита было симметричным и в правильной плоскости, значительно расширяю. Безусловно, двигаясь постепенно, ученик приобретает мастерство, станет усложнять элементы. Но я и сейчас довольна как слон.
Оставляя пои догорать на земле (реквизит не тушат, чтобы в нем не скапливался неприятный запах), участники шоу вручают мне веера. С ними справиться гораздо сложнее - нужно разрабатывать кисть, чтобы перехватывать их в процессе танца.
Следующий шаг - снейки. Их мне так и не доверили - реквизит сложный. Он состоит из сплетенного в косичку шнура на цепи, и работа с ним требует мастерства. Но выступление с ним выглядит эффектно. Кажется, что у артиста в руках полыхающее колесо. Не просила я и глотать огонь. А вот Равиль уже готовится бризить - выдувать огонь: набирает жидкость в рот и жестами показывает, куда залечь фотокору ради эффектного кадра.
Съемка у нас сегодня получилась огонь! И если теперь придется уходить откуда-то, сжигая мосты, сделать это мы сможем максимально эффектно.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы