1477

Круче, чем орлы!

В горах Заилийского Алатау прошли учебно-тренировочные полеты военных вертолетчиков. Корреспонденты “Времени” смогли своими глазами увидеть, как ставят на крыло будущих асов.

Круче, чем орлы!
Учения военных вертолетчиков.

С первыми лучами рассветного солнца мы грузимся в армейскую “таблетку”, которая ждет нас у КПП. К обычной процеду­ре прохода на закрытый объект теперь добавилось ставшее за время пандемии привычным измерение температуры. Шутим, что в журналистском полку, как и среди военных, от вакцинации не откосишь. А на взлетном поле уже красуется транспортно-боевой Ми-17, одетый в камуфляж. Сегодня на нем и на ударном Ми-35 станут оттачивать навыки полетов и посадки в горной местности молодые и опытные летчики.

Это два из четырех типов военных вертолетов, которые находятся на вооружении армейской авиабазы “Первомайская”. В сегодняшних тренировочных полетах принимают участие 12 пилотов. Перед каждым из них своя задача - поднять уровень подготовки на новую высоту.

Селфи с винтокрылой птичкой - пожалуйста. Но сам летный состав прячется от камер. И дело даже не в строгой секретности, а в чрезвычайной суеверности покорителей воздуха. Не желать счастливого пути перед вылетом, не надевать новую экипировку, не записывать видео и не делать фото… Странно видеть, как щепетильно относятся военные летчики к этим приметам. К слову, именно у летчиков, а не в быту родилось словосочетание “крайний рейс”, уплывшее в народ. Как признаются асы, небо ошибок не прощает. Рассказывают, что на полном серьезе даже переносили вылеты, потому что пилоту накануне ночью приснился дурной сон. На всей базе вы не найдете борта под номером 13. К счастью, день учений, хоть и пятница, но не 13-е. Более того, профессиональный праздник. 23 года назад в этот день в Казахстане были сформированы собственные военно-воздушные силы.

При всей армейской педантичности тренировочные полеты в горах спланировать на все сто процентов сложно: погода уж очень непредсказуемая. Ее оценку делают накануне вылета и еще проводят контрольные исследования за час. Самое лучшее время полетать - рассветные часы. Особенно в июльскую жару. Тогда и воздух не так раскален, что также сказывается на том, как пройдет полет.

Так перед полетами измеряют скорость и направление ветра.

С комфортом расположившись в Ми-17, оставляем внизу кажущиеся теперь игрушечными жилые массивы. В грозном Ми-35 не до удобства пассажиров. Эти ударные вертолеты поступили на вооружение наших военно-воздушных сил около четырех лет назад. Летающий танк, как его еще называют, хорошо зарекомендовал себя, он добротно работает в горах и пустыне и обладает потрясающей огневой мощью. До первой тренировочной точки, расположенной на высоте 1,5 тысячи метров над уровнем моря, добираемся довольно быстро. Здесь, на одном из высокогорных жайлау, нас высаживают подышать. Взволновав траву и растрепав нам волосы, “мишка”, как ласково зовут его авиаторы, снова взмывает в небо. Начинается работа.

- Так отрабатываются навыки при заходе на посадку, а также посадка строго против ветра на горной поверхности. Это мастерство пригодится при внештатной ситуации, когда пилот сможет, несмотря на возможные неблагоприятные погодные условия или что-то еще, по команде “вылет” без помех доставить группу на высокогорную площадку, - пояснил позже командир авиабазы “Первомайская” подполковник Амангельды МАКИШЕВ

- На закрепление одного упражнения у нас уходят дни, недели и месяцы. Главное - результат. Сегодня на высоту 1,5 тысячи метров над уровнем моря имеет допуск весь летный состав армейской части.

Подготовка к полетам в горной местности выверена у казахстанских военных летчиков уже до мелочей. Прежде чем молодой лейтенант самостоятельно садится за штурвал, он проходит специальные занятия теорией на земле, которые сменяет обучение с асом в режиме реального полета. Сначала в качестве штурмана, на профессиональном сленге - на правую чашку. На это уходит около двух лет. Стать командиром экипажа и сесть на левую чашку можно будет спустя еще несколько лет тренировок.

В роли зрителей с земли и пассажиров наблюдаем ювелирное сближение двух вертолетов, облет горных склонов и пролет по ущельям. Летчики плавно преодолевают горные перевалы, садятся на необорудованные площадки. Особенность полетов в горах - разреженный воздух и низкое атмосферное давление, что существенно снижает подъемную силу. Учесть нужно массу нюансов - облачность, скорость и направление ветра, возможности воздушного судна.

- В этом году у меня уже четвертый вылет в горы, - рассказывает командир экипажа вертолета Ми-35 Акторе ИСАН, получивший сегодня допуск к полетам на высоту две тысячи метров над уровнем моря.

По словам капитана Исана, главный залог успеха в полете - позитивный настрой. Ведь пилот не только отвечает за управление боевой машиной, но и за жизнь десанта на борту.

Берем высоту 2950 метров над уровнем моря. Место невероятной красоты называется у военных просто - высокогорная площадка №3. Яркие впечатления не только у нас, полетавших впервые, но и у летчика авиационного звена эскадрильи лейтенанта Олега ПУЗИКОВА, для которого это первый горный вылет в качестве штурмана.

- Было захватывающе, - признается молодой летчик, служащий на этой базе с осени прошлого года после окончания института. - Но так как нас к этому готовили, не составило трудности вести навигацию и выполнять другие расчеты.

Отправив журналистов восвояси, военные летчики принялись за разбор полетов и занятия. Боевая подготовка идет в режиме нон-стоп. Этому не помешала даже пандемия. В этом, как говорят военные, и есть смысл существования армии - быть всегда готовыми к защите страны.

Юлия ЗЕНГ, фото Елены МОРОЗОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть