1148

Еще одна премьера инклюзивного театра “Действие буквально”. Команда из нормотипичных актеров, а также артистов, имеющих ментальные нарушения, исследовала философию застолья.

Той горой

Это нам говорят, что исследовали. И режиссер Катя ДЗВОНИК верит в это. Участники процесса скорее получали удовольствие, импровизировали, проходили разные задания, попадали в сложные ситуации, и все это завершилось хеппи-эндом, большим застольем. 

Для него сдвинули столы, сняли с себя пестрые накидки, превратив их в огромную скатерть, говорили от души тосты, причем не заученные, а те, что хотелось сказать сейчас, угощали друг друга подушками-яствами и пели песни. Почему-то когда люди собираются за столом, и правда возникает ощущение благополучного финала - все не просто наладится, а уже хорошо.

Инклюзивному театру-лаборатории четыре года, для его участников это не хобби, а полноценная работа. Первый спектакль уже собирает аншлаги. Авторы надеются, что второй эксперимент окажется таким же удачным. Музыку для спектакля написали американский композитор Димитриус СПАНЕАС и один из основателей ансамбля Omnibus Сухроб НАЗИМОВ из Узбекистана. Слова для финальной песни придумывали все вместе.

- Этот спектакль уже гораздо сложнее: ребятам приходится учить тексты и мелодии песен, - рассказывает Катя Дзвоник. - На сцене мы будем петь, импровизировать с голосом, говорить, читать вслух письма друг другу, а еще мы создали мини-оркестр из посуды. Вообще, в этом спектакле мы соединяем множество культурных слоев, перемешиваем их и получаем что-то совершенно особенное. Мы берем обряды, связанные с ритуалами перехода - рождение, смерть, свадьба, поминки, взросление, и переосмысливаем их. Нам было интересно исследовать той как некое сакральное действие, которое примиряет даже непримиримых людей. Можно сказать и проще: во время карантина той был под запретом, но мы решили, что театру позволено похулиганить и хотя бы на сцене нарушить правила.

Слоган спектакля - “Новая философия ритуала”. Со сцены звучит казахская, русская, английская, уйгурская и другая речь, в том числе вымышленные языки, созданные участниками труппы театра. Наверное, поэтому режиссер признается, что работа с особенными актерами гораздо интереснее, чем с нормотипичными.

- Дело в том, что эти ребята легко принимают все условия. Им, как обычным актерам, не надо объяснять, почему должно быть так, а не иначе и что при этом можно ощущать внутри. Им прикольно, и они легко включаются в любую игру, получая удовольствие от процесса. А когда в кайф и без рамок, то получается очень красиво и круто. К тому же в обычном театре каждый старается доказать, что он молодец, а здесь никому ничего не надо доказывать. Мы разные и принимаем эту разницу. Когда четыре года назад этот театр создавался, ставили две цели: помочь особенным ребятам социализироваться, а нам увидеть этот процесс и стать более толерантными к чужим особенностям. Мне очень нравится, что проект пользуется успехом, что зрителям интересны наши работы. Это здорово, что сегодня инклюзия востребована обществом, на эту тему много говорят, пишут, дискутируют. Надеемся, и мы вносим свой вклад.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть