12988

Тайна рогов и крыльев: в чём истинный смысл герба Казахстана

Наш герб на заре независимости чуть не лишился звезды, рогов и шанырака. Автор государственного символа Жандарбек МАЛИБЕКОВ впервые рассказывает казахстанцам о том, что в эмблеме на самом деле нет крыльев и тулпаров, а также почему он называет соавтором символики Нурсултана НАЗАРБАЕВА.

Тайна рогов и крыльев: в чём истинный смысл герба Казахстана

- Создание герба я сравниваю с написанием эпопеи - не повести и даже не романа. Потому что в одной эмблеме отражена вся история народа, начиная с появления юрты четыре тысячи лет назад. На нашем гербе изображено первое в мире приручение скакуна, на нем есть саки, гунны, огузы, кипчаки - наши предки, а еще раннесредневековые государства, джунгарское нашествие, советский период с депортацией разных народов, которые обрели на нашей земле дом, и эпоха независимого Казахстана. Всего на гербе 41 деталь. Меня всегда задевало, что нас считали кочевым народом без культуры и истории, словно перекати-поле в степи. Вот я и передал в символе все богатство нашего народа, - открывает тайны герба 79-летний Жандарбек Малибеков.

Вообще, он не любит давать интервью в силу скромности, но в преддверии 30-летнего юбилея Независимости страны не смог отказать нам во встрече. Рассказывает, что о конкурсе на разработку эскизов герба страны он узнал из газеты “Лениншіл жас”. Тогда Малибеков работал в Ташкенте, был заслуженным архитектором Узбекистана.

Свой макет он спроектировал за четыре недели и весной 1992 года привез его на КамАЗе из Ташкента в Алма-Ату. Ведь двухметровый герб не помещался в поезд, самолет или легковую машину. Комиссия Верховного Совета присвоила его работе порядковый номер 173. А всего на конкурс приняли 293 варианта герба.

Из итогового варианта убрали солнце и луну, оставив только звезду.

- Я изучил гербы многих государств мира, даже герб византийской империи. Все они отражали суть своих народов. А чем отличаемся мы? Как это отразить графически? Тогда я понял, что хищных зверей изображать не буду, отказался и от воинственных элементов. Потому что у нас миролюбивый народ, который во всей истории ни на кого не нападал. Меня вдохновил герб Австралии, где изображены кенгуру и страус эму. На гербе Каймановых островов есть морская черепаха, а на гербе Ямайки представлен крокодил.

И я подумал, почему тогда баран не может быть на нашем гербе. В нашей культуре он был символом благополучия, а еще форма бараньих рогов (қошқар мүйіз) восходит к сакскому звериному стилю и лежит в основе нашего прикладного искусства. Ведь не случайно выдающийся евразиец Петр САВИЦКИЙ ставил сакское искусство выше греческого и римского. Но депутаты Верховного Совета выступили против, усмотрев в нем только барана, и оскорбили меня тогда, честно говоря. На гербе бараны подпирают тяжелый огромный шанырак. Его и так удерживают две жел бау - ленты для крепления юрты в ветреную погоду. Но мне показалось этого недостаточно, поэтому именно бараньи рога держат всю композицию, - вспоминает творец казахстанского герба.

Комиссия из числа депутатов попросила Малибекова убрать и рога на скакунах: мол, вызывает ненужные ассоциации. Депутаты были и против шанырака, считая юрту только жилищем для чабанов.

- А в моей работе юрта подразумевалась с точки зрения философии. Традиции, мировоззрение, гостеприимство, толерантность, уважение к старшим - все это формировалось в юрте. Не понравилась комиссии и звезда на гербе. Ее они отнесли к наследию советского герба. Кстати, в моем проекте вместе со звездой располагались и солнце с полумесяцем - все в одном. Но депутаты в этом увидели исламский фундаментализм.

- Так, убрав ключевые элементы из моего варианта, депутаты собирались голосовать, - перебирает в памяти Малибеков страницы общей истории. - Но выступил президент Нурсултан Назарбаев и сказал, что мы молодое государство и у нас свой путь развития, и поставил звезду на место. А потом ночью, когда в подвале здания Верховного Совета я исправлял макет, который наутро должен был заменить герб с серпом и молотом, раздался звонок. Это был президент, он сказал человеку, который был рядом со мной: “Передай Жандарбеку, чтобы рога и все остальное вернул обратно на место”. Поэтому я считаю Назарбаева соавтором герба! Мой проект поддержали академик Салык ЗИМАНОВ, Абиш КЕКИЛБАЕВ, Султан САРТАЕВ. Остальные прицепились к баранам и звездочке.

- А как депутаты отреагировали после? - спросила я.

- Они на следующий день аплодировали и восторгались гербом! - засмеялся автор.

Кстати, многие на гербе видят крылья мифического скакуна. Но на деле автор имел в виду другое. Жандарбек Малибекович рассказал, что сверху вниз, похожие на перья, располагаются три жуза, а между ними роды, не входящие в жузы. Все они “садятся” в седло. Это отражает период всеобщего объединения в 1723 году для отражения джунгарского вторжения.

- Но из-за того что визуально эти элементы похожи на крылья, в народе они так и закрепились. А еще на гербе изображены не тулпары и не пегасы, а не дошедшее до наших дней рогатое животное жылқы киік, которое напоминает коня и сайгака. Кстати, присмотритесь к их рогам: в них семь колец. Они обозначают предков до седьмого колена.

- Вы бы сейчас поменяли что-нибудь в гербе?

- Нет, я считаю его полностью законченным материалом. За 30 лет я только оттачивал имеющиеся элементы, например, добавил звезде грани. За это время произошло только одно изменение в облике, когда надпись “қазақстан” из кириллицы перевели в Qazaq­stan. Но это было обоснованным переходом на латиницу.

Собеседник уверен, что герб должны уметь “читать” и понимать все казахстанцы, особенно парламентарии и министры, тогда они будут знать всю историю страны назубок. Сейчас автор герба, профессор ЕНУ им. Гумилева, разрабатывает собственное направление в архитектуре Oitek (“ой” переводится с казахского как размышление, “тек” - нацио­нальный генезис). По задумке Малибекова в нашей архитектуре должен присутствовать национальный дух.

ИЗ нашего ДОСЬЕ

- Жандарбек Малибеков родился 24 марта 1942 года в ауле Екпинди Кызылординской области.

- Окончил архитектурный факультет Ташкентского политехнического института.

- Руководил градостроительной мастерской Узбекского научно-исследовательского института промышленности.

- Принимал активное участие в проектировании аэровокзала в Андижане, зданий областного почтамта в Фергане, областной администрации, драмтеатра и Центральной библиотеки в Самарканде, посольства Казахстана в Узбекистане и реконструкции мавзолея Толе би в Ташкенте.

- Имеет звания заслуженного архитектора Узбекистана и заслуженного деятеля Казахстана.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть