19865

У игрока в кокпар должны быть стальные… кони

Единственный в Казахстане тренажер для игры в кокпар появился недавно в селе Алгабас Алматинской области

У игрока  в кокпар  должны быть стальные… кони

Высотой этот спортивный снаряд со взрослого жеребца и даже имитирует его движения во время бега. Но в поле этот вороной не ускачет, и барымтачам он не интересен, разве что охотникам за металлоломом. Туловище из железной бочки, голова из глушителя от почившей Kia, на ногах и в животе пружины для амортизации. И даже хвост есть - из металлических прутьев. Это уже для красоты. Конь оседлан и взнуздан: хоть сейчас в седло - постигать тонкости древнего состязания кочевников.

Рождение этого коня при всей комичности его вида случилось не шутки ради. Сердце владельца настоящих скакунов для кокпара, фермера Амангельды ИСАТАЕВА, кровью обливалось, когда он смотрел на то, как садятся в седло и обращаются с лошадьми асфальтовые джигиты. 

Амангельды Исатаев со своими скакунами.

А железному коню ничего не сделается. Можно десятки раз отрабатывать и как вскочить в седло, и как вставлять ногу в стремя, и даже как поднять с земли и взгромоздить на коня муляж козлиной туши. Весит он, между прочим, около 35 кило­граммов и практически полностью повторяет оригинал.

Есть свои тонкости и веками выверенные хитрости, как изловчиться на скачущем коне и поднять с земли тушу. А потом закрепить и удержать, чтобы соперники не выхватили. И на все про все секунды. Потому и действия, и приемы должны быть доведены до автоматизма. Для человека неподготовленного такое развлечение может закончиться в травм­пункте. Амангельды не скрывает: падения и переломы на кокпаре не редкость. Причем как для человека, так и для лошади.

13-летний Азамат - один из шести сыновей Амангельды. Высокий парнишка ловко вскакивает в седло, демонстрирует хрестоматийную посадку, подъем и захват туши.

- Я специально выбрал в жены высокую девушку, чтобы родила мне хороших игроков в кокпар, - смеется Амангельды. - Рост в этом случае преимущество. Азамат уже выше меня. Но в настоящем кокпаре мои сыновья, даже старший, которому 16, не участвуют. Только с 18 лет. Хотя в седле сидят с пеленок. Так воспитывали меня. И я не изменяю традициям.

Тринадцатилетний Азамат - перспективный игрок в кокпар, он и тушу в седло поднимает с легкостью, и в седле как влитой.

Амангельды уже надел специальные сапоги с каблуком - в них удобно править лошадью. Технология и вид у них как в старину, а производство современное. Использовать старинные реликвии нельзя - время делает их хрупкими. Амуницию и экипировку для игры в кокпар шьют многие мастерские. Для всадников предусмотрена защита - наколенники и подобие шлема.

В кокпар играют в специальных сапогах на высоком каблуке. Это помогает лучше править.

Рядом с тренажером - со­оружение для выгула лошадей. Два коня, двигаясь по кругу, вращают его, косясь на металлического собрата. Жеребцов породы карабайыр с давних пор используют для кокпара. Здесь не место гендерному равенству, и кобыл в этот спорт не берут. Ведь кокпарские жеребцы не должны быть холощеными. Выйдет на поле дама - получится не битва, а свадьба. А мужское начало дает жеребцам необходимый напор и спортивную ярость. Старт карьеры начинается примерно в пять лет, а тренировки еще раньше. В среднем лошадь выступает в кокпаре около десяти лет.

Вся амуниция для кокпара - новодел. Но сделана она по старинной технологии.

- Есть свои таланты и среди лошадей, - рассказывает Амангельды. - Во время тренировок уже видно, выйдет ли из коня толк. В игре лошадь и наездник - равноправные партнеры. Конь тоже входит в азарт, помогает человеку. Жеребец Жибе на прошлой неделе выиграл 100 000 тенге. А вот наши чемпионы Лезвие и Ақтанау. Они всегда забивают рекордное количество голов. А это Лексус - самый быстрый конь.

Тренажер уже опробовали и оценили ученики Амангельды, в числе которых и звезды казах­станской эстрады. Они прилежно учатся премудростям этой игры, а еще регулярно устраивают состязания и потом творческие вечера здесь, под звездами. На дас­тархане - трофейное мясо козла. “Поучаствовав” в кокпаре, оно становится особенно мягким.

- Для меня кокпар не просто национальная игра, - рассказывает приехавший на тренировку тамада Улас КАЗЫКЕН. - Он закаляет не только тело, но и дух. Помогает быстро решать многие жизненные задачи.

Выпускник жургеновки и популярный тамада (асаба) Улас Казыкен на кокпаре закаляется для творческих поединков.

В Алматы Амангельды и его семья живут восемнадцать лет. Приехали из Шымкента развивать еще одно семейное дело - строительный бизнес. Но и кокпар не просто хобби, а дань уважения к нескольким поколениям предков, бывших прославленными игроками.

- Кокпар не просто игра, не просто спорт, не желание поразмяться и сбросить вес, - уверен наш собеседник. - Это реальные и довольно жесткие боевые тренировки в прошлом. А сейчас - проверка для мужчин. Человек приезжает ко мне весь на понтах, уверенный в себе или, напротив, затюканный бытом и проблемами. Садится на коня и меняется на глазах, как будто поколения славных предков стоят за его спиной, поддерживая дух. На землю он сходит уже другим человеком.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть