1970

Танца мне не надо!

В Алматы зреет новый эксперимент - спектакль, пластикой движений рассказывающий об ощущениях людей, лишенных слуха.

Танца мне не надо!

Ничего социального, никакой эстетики, режиссер пластического спектакля Екатерина ШМОНИНА вместе с артистами ищет, как, каким пластическим языком можно это передать. 

Кстати, экс­периментальная труппа называется IL SILENZIO, то есть тишина. Ребята изначально отказались от слова, теперь вот еще и от привычного звука. В какие-то моменты по замыслу авторов спектакля зрители будут надевать наушники, чтобы ощущать не сам звук, а его вибрацию. Всей кожей.

- На самом деле это мы люди с ограниченными возможностями, - уверена режиссер, - мы воспринимаем звуки только ухом. Люди же, лишенные слуха, ощущают вибрацию всем телом, и у них свои сложные отношения с миром.

Отправной точкой стала история известной шотландской перкуссионистки и композитора Эвелин ГЛЕННИ. Она потеряла слух в детстве, но не прекратила занятия в музыкальной школе, более того, со временем начала создавать свою музыку. Именно композиции Эвелин используются для нового спектакля труппы IL SILENZIO. Гленни пришла в восторг от такого сотрудничества с казахстанскими экспериментаторами и свои композиции разрешила использовать для этого спектакля совершенно безвозмездно, чему независимая труппа безмерно рада.

- Я думаю, что как только мы найдем пластику, - делится Екатерина, - тот самый язык тела, над которым сейчас работаем, то включим в состав ансамбля и людей, действительно имеющих проблемы со слухом. Нам очень важно, чтобы они стали частью нового спектакля.

Идея спектакля родилась в процессе занятий Екатерины с группой подростков. Тогда в своей студии она попыталась сделать частью танца язык и алфавит глухих. Потом стало интересно почувствовать мир, лишенный привычного шума. На репетиции мы увидели, как язык жестов становится частью спектакля, как артисты разговаривают руками, телом и сообщают о желании быть услышанными…

- Я сама больше режиссер, чем танцор, хотя практикую народный и современный танец уже 20 лет. Но мне неинтересно собственно танцевать, мне интересно, когда тело может выражать какие-то внутренние состояния. Отбирая ребят для этой постановки, я так и говорила им: “Не надо мне танца”. Те, кто понял меня, - стали частью эксперимента.

- Не пробовали поставить что-то попроще, чтобы было понятно широкому кругу зрителей?

- У нас сейчас в Алматы достаточно театров, которые все разжевывают и подают на блюдечке публике. Нам важно достучаться, зацепить. И нам интересен этот путь.

Кажется, что слишком сложно, но для пластического театра Екатерины Шмониной это уже четвертый эксперимент - предыдущие были аншлаговыми и наделали много шума.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть