2290

Ностальгия по Шукшину

Удивительные эффекты использовал режиссер-постановщик спектакля “Светлые думы” Евгений ГЕЛЬФОНД: по залу в нужные моменты распространялись запахи бензина и домашней еды. Зрители полностью погрузились в атмосферу деревенского быта, а заодно и бесплатный тест на ковид прошли: среди 20 человек, допущенных по санитарным нормам на премьеру, не выявлено лишенных обоняния, как, впрочем, и художественного вкуса.

Ностальгия по Шукшину

Наивный народный язык Василия Шукшина, дощатый пол Малой сцены драмтеатра им. Горького, скромные декорации и пронзительные монологи о простых человеческих ценностях… “Сценическая фантазия” - так характеризует жанр своего спектак­ля Евгений Гельфонд. Главный режиссер и худрук Нового художественного театра Челябинска приехал в Нур-Султан по приглашению руководства Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького в его 120-й, юбилейный театральный сезон.

В основу пьесы “Светлые думы” легли рассказы Шукшина “Крыша над головой”, “Актер Федор Грай”, “Сапожки”, “Степкина любовь”, “Светлые души”, “Думы”, “Мой зять украл машину дров”, “Хозяин бани и огорода”.

И хотя можно было элементарно собрать из них художественное попурри, Гельфонд - экспериментатор, он не стал шить из спектак­ля лоскутное одеяло. Режиссер объединил восемь рассказов писателя одной сюжетной линией - готовящейся репетицией пьесы про колхозную жизнь, а стежки сделал одним героем, монологи которого (Матвея Рязанцева из рассказа “Думы”) обрамляют каж­дую историю отдельно.

Удивительно, но в спектакле нет музыки. Хотя есть звуки: свист, голоса птиц и животных, хоровое пение и даже звук от графина с водой, в который дует один из героев. А еще запахи: то бензином пахнет на весь зал, когда появляется водитель зерновоза, то солеными огурцами, когда другой герой обедает на сцене. Как мы ни допытывались, техническую сторону нововведения в театре нам не раскрыли - сказали только, что это режиссерская задумка и тайна закулисья. Использовали реквизиторы высокотехнологичные ароматизаторы или просто махали огурцом перед вентилятором, неизвестно, но на зал ароматов хватило. Все это погружает в атмосферу советского колхозного быта 1960-х годов и заражает, пусть и ненадолго, наивной верой в светлое будущее (привет, проплывающий в конце пьесы Гагарин!).

Ностальгировать по советскому прошлому, а тем более по такому, как у Шукшина (простому, шестидесятирублевому, как кожаные сапоги из рассказа “Сапожки”), сегодня кажется немодным. И тем не менее оно притягивает тебя, и ты погружаешься в него, как муха в кисель, и выныривать не хочется. Именно потому, что там просто, а здесь и сейчас сложно. Может быть, поэтому Шукшин до сих пор так сильно резонирует со зрителем.

Денис КУРГАННИКОВ, фото предоставлено администрацией театра, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть