2033

Примите безвозмездно, то есть даром

В музее искусств имени А. Кастеева маленький праздник - в дар передали хорошую картину. Что дальше с ней будет? Кто и как может остаться в веках и запасниках, рассказывает нам директор Гульмира ШАЛАБАЕВА.

Примите безвозмездно, то есть даром

Оказывается, задарить что-то не так просто! Многие художники хотели бы это сделать, но музей это вам не “Поле чудес”, куда каждый может прийти со своими подношениями.

- У нас есть закупочная комиссия, - рассказывает Гульмира Кенжеболатовна. - Именно она ведает пополнениями фонда. К сожалению, с 2015 года денег на закупки и пополнение фондов государство не выделяет. Но специалисты, входящие в эту комиссию, решают, нужен данный подарок музею или нет.

Честно говоря, бывает, что художники недотягивают до уровня коллекции или собираются подарить то, что фондам не нужно, вот тогда им вежливо отказывают. Причем такое общение, как правило, происходит не в виде официальных предложений или заявок, а очень неформально. Художественный мир страны маленький, все друг друга знают, и достаточно просто в личном разговоре спросить, как отнесется музей к подарку. Тогда эксперты проводят совещание и выносят свой вердикт. Тоже негромогласно и неофициально, чтобы не ранить нежную творческую душу.

- Знаете ли вы, к примеру, - продолжает Гульмира, - что российские музеи не принимают в свои коллекции картины Никаса САФРОНОВА, потому что держат планку. И это правильно. Кроме того, документирование, хранение предмета искусства - это тоже нагрузка на музей, да и хранилища у нас не резиновые. Картина не книга, ее просто так не поставишь на полку. Мы фиксируем пополнение фондов в четырех различных журналах, делаем детальное описание, вносим подарок в государственный реестр, отправляем данные в профильное министерство… Для художников быть частью коллекции музея очень почетно, потому что автор таким образом остается в анналах искусства Казахстана навечно.

Естественно, каждый государственный музей - это своеобразная летопись отечественного искусства. Жаль только, что в нашей есть пустые страницы. Например, с девяностых по двухтысячные годы не выделялись деньги на закуп картин, и этот период остался белым пятном. С 2015 года у государства опять нет денег на закуп произведений искусства. Да что там произведений - даже на текущий ремонт денег нет…

- У нас течет крыша, у нас очень потерт паркет. На меня обижается Гульдария КАСТЕЕВА, что мы не занимаемся домом-музеем ее предка, знакового для Казахстана художника Абылхана Кастеева. Этот дом находится на балансе нашего музея, но даже на его содержание финансы не выделяются. Мы оплачиваем расходы из своих доходов: продажи билетов, аренды залов. Два года я пытаюсь достучаться до чиновников еще и по такому вопросу: музею 85 лет, и фактически он уже заполнен. У нас очень остро стоит вопрос о новом депозитарии, хранилище. Сами понимаете, это должен быть не сарай, не ангар, пристроенный на заднем дворе, а современное помещение с должным уровнем охраны, с климат-контролем, оборудованием для хранения. Пока меня не слышат, - сетует Гульмира Шалабаева.

Что касается подарка, картина Ерболата ТОЛЕПБАЯ называется “Танец в степи”. Она была приобретена меценатом, живущим не в Казахстане, и хранилась в мастерской художника. В фондах музея уже есть работа этого автора, причем она составляет часть действующей экспозиции зала “Искусство современного Казахстана”. “Танец в степи”, скорее всего, отправится в запасники. Его судьбу будет решать художественно-экспертный совет музея.

К сведению, в прошлом году, не самом урожайном, в дар музею искусств им. Кастеева было передано 16 произведений авторами и 116 частными лицами (наследники, коллекционеры, меценаты).

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Гульмирой ШАЛАБАЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее