Резьба по-восточному
В 40 лет житель Усть-Каменогорска Сергей ШИМ открыл в себе талант и стал делать деревянные скульптуры. При этом он виртуозно владеет только одним инструментом - бензопилой.
В прошлом Сергей экономист, но с профессией расстался без сожаления и очень благодарен бабушке, которая в детстве водила его в художественную школу.
- Бабушка была учителем рисования, - смеется Сергей. - Это благодаря ее настойчивости я получил художественное образование. Конечно, в детстве меньше всего хотелось куда-то ходить и дополнительно заниматься, но все в жизни пригождается.

Сергей не может вспомнить, как все началось. Хотелось сменить деятельность. Случайно увидел во всемирной сети новое модное увлечение - резьбу бензопилой - и решил попробовать. Списался с россиянами, которые тоже только недавно распробовали направление, получил от них советы и взялся за инструмент. Даже не так:
- Я как схватился за пилу! Никогда в жизни не держал в руках, а теперь не отпускаю. Сначала работал самой обычной и перепортил немало дерева. Начинал с простых фигур мишек, птичек. В первую очередь хотелось понять, получится у меня это или нет.
- Кто из персонажей самый популярный?
- Волк из мультфильма, тот самый, который говорит: “Ты заходи, если что”. Вот только в новом году уже шесть штук таких сделал. Наверное, проблема еще и в фантазии: люди долго думают, что бы они хотели поставить у себя на участке, а когда идей совсем нет, говорят: “Давай волка”. Правда, я не люблю делать одинаковые работы, поэтому на поток не ставлю, каждый новый чем-то отличается. То мы ему в руки шашлык даем, то пиво. Люди ведь ставят такие фигуры на дачах, возле коттеджей, там, где чаще всего отдыхают с друзьями.
Сергей считает, что самое главное в деревянных фигурах - это не достоверность и не художественные достоинства, понятно, что такая работа далека от ювелирной. На первом месте сказка и эмоции, которые вызывает скульптура.

- Это не гипс, не пластик, обычно фигуры в рост человека, а то и в два. Самое сложное, когда фигуру надо сделать из нескольких бревен, а потом их составить, подогнать, чтобы смотрелось как одно целое. Таким был, например, лось в натуральный рост. Интересно, что дерево тоже диктует свои правила. Бывает, что снаружи все цело, начинаешь работать - а внутри дупло или встречаются затянутые внутрь гвозди, куски проволоки, арматуры. Я же использую очень старые деревья, которые многое повидали на своем веку.
- Как находите стволы?
- Это едва ли не самое сложное. На базаре такую древесину не купишь. Поэтому все время смотрим, где что плохо лежит. Следим за санитарной обрезкой деревьев в городе, и, если пилят подходящее, помогаем, договариваемся, чтобы забрать. Иногда заказчики сами находят материал. Любим работать в Риддере в историко-краеведческом музее, который предоставляет кедр. Древесина этого дерева податливая, как пластилин, с ней работать одно удовольствие. А самая сложная лиственница. Она твердая да еще и легко раскалывается.

- Почему именно бензопилу выбрали в качестве любимого инструмента?
- По сути, это быстрый топор. Зачем усложнять работу, если можно сделать быстро? Я могу фигуру медведя в рост человека вырезать за один день. Кстати, это направление так официально и называется: резьба бензопилой. Существуют целые фестивали и чемпионаты по этому направлению, даже прописаны нормативы для участников. Есть скоростная резьба, там чемпионы мира за 40 минут создают настоящие шедевры. Меня приглашали в Россию на такие соревнования, но, видимо, я не азартный человек, меня соревновательный дух не привлекает.
- В родном городе вами гордятся?
- Я бы так не сказал. Одно время мне казалось, что в Усть-Каменогорске меня все знают, но потом убедился, что это не так. Но самое главное, я очень доволен тем, чем занимаюсь. Любая творческая работа лучше офисной. Знакомые так и говорят - повезло, что нашел дело по душе.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Сергеем ШИМОМ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО


