3477

Опять скрипит потёртое седло...

Найденное в Мангистауской области древнее конское седло привело к сенсационным открытиям историков

Опять скрипит потёртое седло...
Сакральный комплекс Алтынказган хранит в себе, наверное, еще много тайн.

Как вспоминает известный мангистауский археолог и историк Андрей АСТАФЬЕВ, уникальный сакральный комплекс Алтынказган был открыт благодаря случайности. В 2010 году к нему обратился местный житель Фанис АХМАДУЛЛИН, предложивший осмотреть предметы, найденные им в степи при помощи металлоискателя. Тогда археолог с неохотой согласился, но затем ни грамма об этом не пожалел. Как выяснилось, Фанис обнаружил конское седло, которому более 1500 лет.

- Это были окисленные серебряные обкладки с тиснеными зооморфными сценами, детали оковки деревянного каркаса и наконечники рукояти плети. Мы с моим коллегой Евгением БОГДАНОВЫМ, сотрудником Института археологии Новосибирского отделения АН России, проделали большую работу по реконструкции деревянного каркаса седла на основе сохранившихся металлических деталей. 

Позолоченные украшения гуннской эпохи.

По обкладкам и элементам декора мы датировали седло первой половиной V века. н. э. и соотнесли его с гуннскими культурными традициями. Историки считали, что седла с жестким деревянным каркасом в степной зоне являются изобретением древних тюрков. Это крайне важный момент истории номадизма, особенно с точки зрения изучения вопроса истоков формирования казахского народа. И вдруг здесь, на земле Мангистау, кладоискатель находит седло на 100-150 лет древнее тюркских. Получается, что седла, ставшие прообразом современных, были изобретены значительно раньше. Время их появления в степной зоне совпадает с началом эпохи великого переселения народов, которая непосредственно связана с историей гуннов, - рассказывает Андрей Астафьев.

Седло гуннов.

Седло было сокрыто внутри одной из многочисленных каменных оград Алтынказгана. Эта ограда и стала первым объектом археологического исследования. Было достоверно установлено, что седло является жертвенным приношением, сокрытым в неглубокой яме. После этого в 2014 году начались масштабные раскопки Алтынказгана. Начали вырисовываться настоящие масштабы древнего комплекса: на площади в 130 га расположилось более 200 археологических объектов: курганы, большие и малые ограды, жертвенные ритуальные конструкции и другие сооружения из камня. Здесь нашли четыре клада, бронзовые наконечники стрел, пряжки ремней, колокольчики, пуговицы-бубенчики, обломок бронзового зеркала, медные шилья.

- Очень высока вероятность, что найденные клады являлись дарами духам, которые оставляли в моменты каких-то церемоний или закладывали как жертвенное приношение в моменты строительства ритуальных объектов. Позже, когда предназначение комплекса было забыто и произошла этническая смена населения, грабители стали разбирать каменные конструкции в поисках ценностей. Мы уже никогда не узнаем, что находили здесь черные копатели древности, но дошедшее через века название этого места свидетельствует о том, что здесь искали золото. В современных алтынказганских находках нет чисто золотых изделий, но есть прекрасные декоративные изделия с позолотой. В качестве дополнительного декора применялись вставки из стекла, граната и янтаря. Техника изготовления этих декоративных предметов является визитной карточкой гуннской эпохи и соотносится с периодом второй половины V - началом VI века нашей эры. Если археологи сумели получить весьма представительную коллекцию металлических изделий, которые были не замечены или просто брошены грабителями из-за ненадобности, то можно только догадываться, сколько было здесь найдено ценностей в древности и ради чего черные копатели не пропустили ни один мало-мальский объект. Из наших наблюдений можно сделать вывод, что комплекс был разграблен пришедшими в VII веке на территорию Мангистау тюркскими племенами, - говорит Андрей Астафьев.

Элементы конской сбруи.

В ходе исследований археологи поняли, что Алтынказган является большим погребальным комплексом. Эту гипотезу подтвердили и находки: оградка с проходами, внутри которой была конструкция из вертикально врытого плитняка в виде подковы, а также жертвенные алтари. В результате накопленных артефактов и анализа археологи пришли к заключению, что это большое погребальное поле, но не связанное с самими захоронениями. Оно относится к зороастризму, суть которого в том, что нельзя осквернять разлагающимся телом землю, потому что это святыня. Его также нельзя сжигать и топить в воде, поэтому тело помещали на постамент, где оно должно было очищаться естественным путем от тканей при помощи птиц и животных, а также под воздействием погодных явлений. Затем очищенные кости собирали и хоронили в специальных ящиках, в которых они, опять же, не соприкасались с землей.

Археологов это открытие натолкнуло на мысль, что данный погребальный комплекс не смог появиться на пустом месте, значит, поблизости должны были жить люди. И этот логичный вывод вскоре нашел свое подтверждение.

- У нас традиционно считалось, что караваны двигались по Великому шелковому пути по сухопутной части. Но сегодня мы уверены, и этому есть уже первые подтверж­дения, что этот путь пролегал через море. Мы провели несколько сезонов раскопок и обнаружили город-порт Каракабак, которому более двух тысяч лет. Это очень серьезное открытие не только для нашего региона, но и для всей Евразии, - отмечает Андрей Астафьев.

Пока археологи не раскрывают точное местонахождение города-порта древних ремесленников, опасаясь нашествия черных копателей. Специалисты должны сами полностью обследовать предполагаемую территорию, чтобы не потерять интересные исторические артефакты. Но уже есть подтверждения, что открытие ранее неизвестного мангышлакского ответвления Великого шелкового пути, ведущего к морю, в будущем перевернет страницы истории всей Евразии.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото Андрея АСТАФЬЕВА, Актау

Поделиться
Класснуть