Точки преткновения
В антикоррупционном ведомстве Алматы прошла встреча, посвященная проблемам уплотняющей застройки города
В дискуссии приняли участие представители Алматинского департамента по противодействию коррупции, управлений градостроительного контроля, городского планирования и урбанистики, земельных отношений, застройщики, а также активисты.
Поскольку мероприятие было организовано в ответ на жалобы жителей улиц Карасай батыра и Шарипова, где с многочисленными нарушениями возводится многоэтажный жилой комплекс, большую часть времени собравшиеся обсуждали именно этот вопрос.
В частности, представитель инициативной группы жильцов Мурат КАСЕНОВ напомнил, что весной этого года специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) Алматы обязал ТОО “Лукум” снести железобетонные каркасы над машинными отделениями лифтов, а также снизить высоту технических этажей на 15 сантиметров. Первую часть этого решения застройщик выполнил, а вот вторую нет. Более того, компания, похоже, намерена сделать из технических этажей жилые. Об этом, по мнению активиста, свидетельствует наличие там окон и балконов, а также тот факт, что проектом в комплексе предусмотрено 224 квартиры, а в рекламе речь идет о 255.
В ответ представители “Лукума” Зухра ХАЛИДУЛЛИНА и Алияр СЕРКЕБАЕВ поспешили заверить, что решение суда будет исполнено, а окна и балконы - это исключительно стилистическое решение. Что касается разницы в количестве квартир, то, по их словам, это будет сделано за счет того, что некоторые трехкомнатные апартаменты решено “порезать” на однокомнатные, поскольку они пользуются большим спросом у покупателей.
Мурат Касенов также поднял вопрос по поводу самозахвата застройщиком государственной земли площадью более 10 соток. В прошлом году по этому поводу в отношении ТОО “Лукум” был составлен протокол об административном нарушении, а этим летом СМЭС, удовлетворив исковые требования управления градостроительного контроля, вынес решение обязать компанию освободить государственную землю. На это у застройщиков тоже нашелся аргумент: они заявили, что не пытались прибрать к рукам госземлю, а лишь оставили свободное пространство при ограждении своего участка на время строительства. По словам Зухры Халидуллиной, на этой неделе они направили в акимат гарантийное письмо, в котором обязались освободить землю до первого квартала 2021 года.
Еще один момент, которого коснулось обсуждение, - это целевое назначение участка. Дело в том, что по документам это многоквартирный жилой дом с подземным паркингом и детским садом, а на деле - четыре многоэтажки.
- Поясните нам, где там будет детский сад? - спросил Мурат Касенов.
- В четвертом пятне, - ответил Алияр Серкебаев. - Не детский сад, а детский центр.
- У вас есть правоустанавливающие документы, где было бы указано, что вы изменили целевое назначение с детского сада на детский центр?
- Нет, мы ничего не изменили.
- Значит, вы нарушаете закон.
По поводу несоответствия проекта целевому назначению вопрос также был задан представителям уполномоченных органов.
- Данный вопрос не относится к нам, так как согласно компетенции мы не осуществляем проверку соблюдения целевого назначения, - сказал главный специалист управления земельных отношений Еркебулан КАБДОЛОВ. - Это относится к компетенции градостроительного контроля.
Затруднился с ответом и руководитель отдела градостроительного контроля по Алмалинскому району Дархан АКУБАЕВ.
- Мы проверяем выполнение строительства согласно утвержденным проектным решениям, - сказал он. - Проектным решением приняты четыре дома, мы контролируем строительство четырех домов.
Ситуацию прояснил Мурат Касенов, сообщивший, что этот вопрос относится к компетенции комитета по земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства.
- Назначена внеплановая проверка по законности отчуждения земельного участка вообще, - сказал он.
На встрече выступили и другие представители общественного движения “Защитим Алматы”, которые рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются жители районов, где происходит уплотненная застройка. В частности, активистка Асель ЕСЕНТУГЕЛОВА пожаловалась на то, что людям приходится чуть ли не клещами вытаскивать из застройщиков и сотрудников госорганов документы, касающиеся строительства. Например, протоколы общественных слушаний, которые по закону должны публиковаться не позднее пяти дней после их проведения.
- По адресу пр. Жибек жолы, 124 якобы были проведены общественные слушания, хотя никто не был уведомлен, - сказала она. - Там четыре дома рядом, и никто из жильцов не знал. Протокол будет признан недействительным, так как его не подписывали. Вопрос к антикоррупционному ведомству: почему мы должны по полгода охотиться за какими-то документами? Почему они не находятся в открытом доступе, как это предусмотрено законом? Ладно застройщики, но почему госорганы их скрывают?!
В ответ на возмущение активистов представители департамента по противодействию коррупции предложили организовать подобные встречи по каждой горячей точке. На том и порешили.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы