1754

Отдых для избранных?

Новый отель планируют построить в километре от местной достопримечательности Бозжыра в Мангистау. Общественность против.

Отдых для избранных?

Урочище Бозжыра - это целая гряда скальных образований разных размеров и форм. Одноименная гора в пиковой точке достигает 287 метров. Предваряют въезд в урочище своеобразные “клыки” - останцы, которые стали визитной карточкой этих мест. Бозжыра расположено на дне огромного каньона в западной части плато Устюрт в 300 километрах от Актау. Это одно из самых живопис­ных мест региона - его визитная карточка и популярная у туристов достопримечательность. Поэтому неудивительно, что появившееся видео о намечающемся здесь строительстве вызвало шквал негодования среди мангистаусцев (см. “Не отель, а туалет для инвестора”, “Время от 11.11.2020 г.). Позднее, правда, всю строительную технику вывезли, а в акимате отметили, что строительство нач­нется только после проведения общественных слушаний. А запечатленная строительная техника якобы была пригнана лишь ради встречи команды инвестора, которая провела выездное совещание по обсуждению будущего проекта отеля.

Спецтехнику-то убрали, но оставили кучу щебня, как бы намекая, что строительству быть. Это еще больше возмутило жителей региона. Их недовольство поддержали не только независимые экологи, известные персоны Казахстана, но и различные ассоциации по сохранению природного фонда страны. Видя, как нарастает лавина народного возмущения, в Мангистау приехал вице-министр культуры и спорта Уркен БИСАКАЕВ, который до этого назначения отвечал за развитие туризма в Мангистауской области. Чиновник принял участие в заседании экспертного совета по обсуждению реализации проекта строительства отеля в урочище Бозжыра.

Во время заседания вице-министр отметил, что с открытием летом отеля Rixos в Актау поток туристов заметно вырос. При этом почти треть из них воспользовалась возможностью посетить местные достопримечательности региона, в том числе Бозжыру.

- На следующий год, по нашим прогнозам, в этом отеле будет отдыхать уже в три раза больше туристов, чем в этом году. Это не может не радовать, и в то же время всем им нужны дополнительные услуги в природных достопримечательностях региона. По нашим расчетам, в следующем году это место посетят около 10 тысяч туристов. Это заставляет задуматься о создании условий для приема такого количества гостей, но при этом очень важный фактор - обеспечить защиту окружающей среды. И мы считаем, что это можно сделать, организовав отдых на этой локации. Для этого нужны такие объекты, как “Бозжыра Сафари Отель”, который предлагает компания Rixos. Он должен стать опорной точкой этого пространства. Его предполагается разместить в стороне от самой горы Бозжыра, где-то на расстоянии одного километра. Его концепция сегодня пока находится на стадии разработки, и после ее завершения планируется провести презентацию и обсуждение. На сегодняшний день в социальных сетях идут обсуждения, много противников, но я еще раз хочу сказать, что строительство не начиналось, все еще на стадии разработки концепции. Есть закон об архитектурно-строительной деятельности, есть экологический закон, которые требуют обязательных общественных слушаний. В случае если инвестор примет решение о реализации этого проекта, то общественные слушания будут проведены, - объяснил Уркен Бисакаев.

Вице-министру задали вопрос, почему бы данный отель не разместить подальше от Бозжыры. Например, Ассоциация сохранения биоразнообразия Казахстана (АСБК) предлагает создать визит-центр Устюртского заповедника с гостиницей недалеко от асфальтированной трассы Актау - Бекет-ата на расстоянии около 20 км от урочища, чтобы не навредить почвам. Но чиновник заявил, что достопримечательность должна находиться на доступном расстоянии.

Уркен Бисакаев нашел такой аргумент: если отель построить вблизи урочища, то многие туристы могут и не посещать его, потому что им достаточно будет наблюдать вид из окна. А если строить так далеко, что из окна не будет видно, то все захотят отправиться на гору, и природа может не справиться с тем потоком, который прогнозируется.

В таком случае встает задача регулирования количества визитеров. Наивный вице-министр: неужели кто-то захочет тащиться за 300 км и потом торчать в отеле, не посетив гору и не сделав селфи?! Но Бисакаев приводит такие аргументы:

- Когда мы построим отель, он будет действовать как элемент, который отвлекает туристов от прямого заезда на эту гору. А сегодня турист едет, как хочет, куда хочет в этой местности, как позволяет степь вокруг этой горы. Когда размещается отель, он позволяет людям в первую очередь ориентироваться на отель, на его визит-центр. То есть туристы едут туда, оставляют машину, получают какие-то услуги, едут по местам, где они могут сфотографироваться, даже не забираясь на саму гору. Сейчас мы видим, что сегодня уже фактически едем по “пухляку”, хотя раньше здесь были накатанные твердые дороги, и вот это может в дальнейшем только усугубиться. Это мы видели и по Кобейтузу в Акмолинской области, когда розовое озеро за полтора месяца от массового туризма серьезно пострадало. Та же самая проблема ждет и нас в случае отсутствия соответствующей туристской инфраструктуры, которую должны создавать представители бизнеса. Государство в случае с Кобейтузом потом просто приняло решение об ограничении посещения этой местности. Но, я думаю, это никому не надо в нашем случае с Бозжырой. Поэтому мы должны искать какие-то оптимальные, взвешенные решения.

Чиновники обещают, что строительство отеля, под которое выделяют 80 гектаров земли в заказнике, никак не повлияет на доступность Бозжыры для обычных туристов. Это, мол, на­оборот, позволит правильно формировать туристические потоки. При этом ограничения или запреты восхождения на Бозжыру, а также временные рамки ее посещения будет определять уполномоченный орган в соответствии с действующим законодательством.

Что касается суммы инвестиций, то пока она неизвестна, так как проект находится еще на концептуальном этапе. По оценкам экспертов, такой отель может обойтись примерно в 100 миллионов долларов.

За последние два месяца, по словам вице-министра, инвестор трижды представил различные концепции “Бозжыра Сафари Оте­ля”. Однако ни одна из них на сегодняшний день не утверждена, все они находятся на доработке.

Тем временем Ассоциация сохранения биоразнообразия Казахстана назвала весомые причины, по которым строить в урочище Бозжыра категорически нельзя.

- Эта территория - место обитания уриала (устюртского муфлона), джейрана, каракала и других редких видов, занесенных в Крас­ную книгу Казахстана. Постоянное наличие людей, техники, строительство дороги и другой инфраструктуры нанесут немедленный высокий ущерб популяциям названных и других редких видов. Кроме этого Устюрт является наиболее перспективным объектом в стране для включения в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Один из главных критериев объектов всемирного наследия - целостность и красота объекта, которым любое строительство в данной точке, безусловно, вредит. К тому же в урочище Бозжыра отсутствуют источники воды и коммуникации. АСБК считает, что Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК и акимат Мангистауской области должны полностью остановить строительные работы в урочище Бозжыра, - сообщили в пресс-службе ассоциации.

Самое интересное, что и тур­операторы региона, в том числе открывшие туры на Бозжыру, на различных совещаниях по развитию туризма не раз обращались к местным властям с просьбой не подводить никаких коммуникаций, в том числе дорог, к излюбленным туристическим маршрутам, так как в будущем это может пагубно сказаться на этих местах.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото Егора ВЛАСОВА, Актау

Поделиться
Класснуть